199. — Февраля 16. Грамота Полотским мещанам в подтверждение их прав на земли, вокруг города Полотска лежащия.

Били челом Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, Полотеска города Бурмистры, и Райцы, и Лавники, Павел Емельянов, Козма Наумов, Стефан Гаврилов с товарищи, и все Полочане, посадские люди, а в челобитной их написано: пожаловали де Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, их Бурмистров, и Райцов, и Лавников, и всех Полочан, посадских людей, Нашим Великого Государя, Нашего Царского Величества, жалованьем, пашней и сенными покосы и рыбными ловлями и пустошьми и лесами, от города Полотска на все четыре стороны по пяти верст, а Нашея де Великого Государя, Нашего Царского Величества, жалованные Грамоты, по чему им тем Нашим Великого Государя, Нашего Царского Величества, жалованьем владеть, не дано.

А как де в прошлом, во 162 годе пришли под Полотеск Нашего Царского Величества Бояре и Воеводы, Василий Петровичь Шереметев с товарищи, с Нашими Великого Государя ратными людьми, и в то де время от страха Наших Великого Государя ратных людей, все они посадские люди разошлись, и животы свои все растеряли, а достальные их животы разграбили Шведы, а ныне де они надейчись на Нашу Царского Величества премногую милость и жалованье, многие пришли в Полотеск большим оскуденьем, а дворы де их в Полотеске разорены и позжены, а мещанские дворы, в которых преж сего живали Жиды, и с тех дворов судились в Ратуше, и всякую дань давали, а иные де Жиды жили во своих купленных дворех, и те де дворы свои многие им посадским людем в закладе записали, и ныне у них посадских людей есть на те дворы крепости.
И в прошлом де во 164 годе, по ложному челобитью Полотеских Полковников, и Ротмистров, и рядовые Шляхты, даны им Шляхте многие их посадские, Жидовские дворы, и они де пустят к себе пожить на время, и тем посадским людем, Наших Великого Государя податей давать, и служеб служить, и в Ратуше Бурмистров, и Райцов, и Лавников ни в чем слушать не велят, и в том де им посадским людем от них Шляхты чинятся обиды и убытки большие, а Нашей Великого Государя казне недобор.
Да прежде сего езживали они посадские люди из Полотеска в Ригу с торгами, Двиной рекой, а товары сбирали в разных уездех, и складывали они те товары в Полотском уезде в Папских и в Езуитских маетностях, в Вяжищах, и в Бешенковичах, и на Уде, и в Чашниках, и в Коптевичах, и с тех товаров давали анбарщину большую, да за ними же де посадскими людьми были преж сего на Двине на реке два перевоза, и с тех перевозов имали на лето к Ратуше, на мещанский расход со всякого двора по две деньги, а с сельских и с деревенских людей по ковшу хлеба, и ныне де они те перевозы устроили, а без Нашего Великого Государя указу перевозного имать не смеют да в Полотеске ж де пустое место за Ратушей, а преж сего то место было Ратушное, а завладели тем местом насильством Езуиты, а гостин де двор в Полотеске тесен, приездам торговым людям изместиться негде.
И Нам бы Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, их Бурмистров, и Райцов, и Лавников, Павла Емельянова, Козьму Наумова, Стефана Гаврилова с товарищи, и всех Полочан, посадских людей пожаловать, велети им на тую землю дать Нашу Великаго Государя, Нашего Царского Величества, жалованную Грамоту, и их мещанских и Жидовских дворов Шляхте отдавать не велеть.
А которые учнут мещане на шляхетских дворах жить иа дворничестве: и тех мещан судить им, и всякие с них подати имать в Ратушу, и службы служить с посадскими людьми вместе, и на большом посаде с ними посадскими людьми Шляхте жить не велеть, а за острогом для складки товаров построить анбары, и сбирать Наша Великого Государя пошлина, и двумя перевозы владеть по прежнему, а пустое Ратушное место по малую улицу отдать к гостиному двору.
И Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, Бурмистров, и Райцов, и Лавников, и всех Полочан посадских людей пожаловали, велели им владеть около города Полотеска землей и лесами, и сенными покосы, и всякими угодьи на все четыре стороны кругом по пяти верст на выпуски, опричь отчин, земель, и угодий Полотеского Богоявленского монастыря.
А в отписных книгах, каковы присланы из Полотеска отписи Рейтарского строя, Марка Кондырева, написано: отписал он Марко Полотеским Бурмистром, и Райцом, и Лавникам, и всем Полотеским людям маетности Шляхетские и Езуитские, пустые земли и рыбные ловли и сенные покосы, и всякие угодья по речку Сомницу, и по деревню Шолкову, по старый мост, что за селом толковым, да по другой старый же мост, а от моста до той ж речки Сомницы в чернь по Глинище лесом, а со Глинища сухим бором дорогой до Ростани, что идет дорога с Туровли с Пукановшины к Полотеску на ту ж дорогу Сомницку то, ас Сомницкие дороги по Лесины, по Живую воду, по Мох, по Бедце озеро, а с Бедца озера по другий ручей, что на дороге Венской к Полотеску, а с того ручья по Смоляные печи, около Черного леса, бором, по Высокие Ростани по горы, а с гор по Вильнскую дорогу, по Лисовские Ростани, по Лосиные ямы, а с Лосиных ям по ручей, что под Кисарсвым, а с ручья по крайние дворы Езуитские, по деревню Кисареву, по Пятницкую дорогу, а выехав на Пятницкую дорогу по Копец, а с Копца по Мох в бор, а бором по Ляхово озеро, а с Ляхова озера бором до Двины реки, против речки Оходии, а от речки по деревню Хохлю, а с Хохли по маетность Щитову, по деревню Шалатницу, по Богоявленскую землю, да по маетность Бегинского, пашню
и сенные покосы, и всякие угодьи, по речку Бобровку, а с Бобровки по Девичий колодезь, а с того колодезя по другий колодезь, а со другаго колодезя по Полоту реку, бором и мхом, а над Полотой рекой по деревню Касьяново, а от деревни Касьянова чрез Полоту реку, а от Полоты реки по речку Чертовку, а от Чертовки речки по Прудище: с Прудища по мох, ото мха по Сухую речку, а от Сухия речки по старую дорогу, по Столпицы озеро, от Столпиц озера ручьем по Прудище, и по речку Тресницу, а от Тресницы речкой по Струнку реку, а Струнной по Двину реку.
А дворов их посадских людей и Жидовских, на которые у них у посадских людей есть крепости, Полотеским Полковником, и Ротмистром, и рядовой Шляхте, Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, отдавать не велели, а яшть в них посадским же людям. А которые посадские люди учнут жить у Шляхты на двориичестве, на их шляхетских дворах, и тех посадских людей во всяких делах ведать и судить в Ратуше, и всякие с них подати имать в Ратуше ж, и земские службы служить с посадскими ж людьми вместе.
А анбары для их посадских людей, для всякие товарные клади, указали Мы, Великий Государь, построить за острогом, и Наши Великого Государя пошлины со всяких товаров, и анбарщину сбирать в Ратушу против прежнего, по чему сбирано наперед сего, и на Двине реке два перевоза будет были преж сего за ними посадскими людьми, и деньги и хлеб сбирать в Ратушу, и теми перевозами владеть, и перевозы строить, и перевозиые деньги и хлеб обирать в Ратушу ж против прежнего.
А за Ратушей порожнее место будет преж сего было Ратушное посадское, а Езуиты завладели насильством, и то место построить в гостин двор для простора гостина двора, И Бурмистром, и Райцом, и Лавником, Павлу Емельянову, да Козме Наумову, да Стефану Гаврилову с товарищи, или кто после их иные будут и всем посадским людем, видя к себе Нашу Царского Величества премногую милость и жалованье, земские всякие службы служите и прибыли искать, и добра хотеть во всем, на чем они Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, веру дали.