87. — Октября 28. Грамота в Елецк Стольнику и Воеводе Борецкому. — О бытии в готовности всяких Чинов людям со всяким воинским снарядом против нашествия Крымского Царя.

Ведомо Нам учинилось подлинно, что Крымской Царь с Крымскими и с Нагайскими людьми хочет, нынешния осени и по первому зимнему пути, приходить на Наши Украины. И как к тебе ся Наша грамота придет, и ты б на Ельце жил, с великим береженьем, по городу и по острогу наряд устроил, и пушкарем, и затинщиком у наряду велел быти совсем готовым, и осадных всяких людей по городу и по острогу росписал и указал бы им, где кому в приход воинских людей быти, и вестовщиков в украйных городах держал, и приход воинских людей проведывал, чтоб воинские люди к Ельцу,
и в Елецкой уезд безвестно не пришли, и дурна какого не учинили, а детям Боярским Елчаном, и всяких чинов служилым людем сказал, чтоб они к службе были готовы, лошади кормили, и ружье всякое, они сами и люди их крестьяне держали, чтоб в татарской приход никаков человек без ружья не был, да детям же Боярским Елчаном сказал, чтоб они по нынешним вестям, жен своих и дети и животы и всякие запасы держали в городе, а крестьянам своим приказали, чтоб крестьяне их, потомуж, запасы свои и всякие животы держали в городе, а достальной хлеб устроили в ямы, а сами крестьяне их, с женами и с детьми бежали в город, тот же час, чтоб их Татаровя не побили и в полон не поймали, не так бы они учинились оплошны, как в прошлом во 154 году Рыляне и Курчане по зиме, по многим вестям, и по Нашим грамотам, из домов своих в город не поехали и их многих, Татаровя побили, и в полон поймали. А ныне Нам, за помочью всесильного, в Троицы славимаго Христа, Бога нашего, и Пресвятые Богоматери, недруга, Крымского Царя, в Государство Наше не пустить и православных христиан в плен и в расхищенье не дать, а однолично б тебе, того себе в оплошку не поставить, Елчаном детем Боярским, и всяких чинов людем сказал, чтоб они к службе со всем были готовы, и у людей у их и у крестьян пищали, и зелья и свинец, и рогатины, и бердыши, у всех были, чтоб в Татарской приход никаков человек без ружья не был, и уездные б люди по вестем бежали в город с женами и с детьми, и со всеми животы, и стоячей хлеб молотили, и строили в ямы тот час, безо всякого мотчанья. А как детем Боярским и всяких чинов служилым людем, про службу скажет, и против сей нашей грамоты в уезд и в городы высыльщиков послал бы тот час, и велел из уезду всяких чинов людей, и нашейных крестьян, о женами и с детьми выслати в город тот час.