115. — Января 8. — Объявление Гетману Богдану Хмелницкому, учиненное ближним Боярином Василием Бутурлиным. — О принятии его Гетмана и войска Запорожского в Российское подданство, с приложением выписки о бывшей в Переяславле у Запорожских Казаков явной Рады, на которой они торжественно объявили желание свое быть в Российском подданстве, и обряда при утверждении Гетмана Хмелницкого в его достоинстве.

Божией милостию, Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руссии Самодержец и многих Государств Государь и Обладатель велел тебе говорить:
В прошлых годах и по нынешний по 162 год присылати к Великому Государю нашему, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу, всея Руссии Самодержцу и многих Государств Государю и Обладателю, к его Царскому Величеству, ты Богдан Хмельницкой, Гетман войска Запорожского, и все войско Запорожское били челом, что Паны Рада и вся Речь Посполитая на православную Христианскую веру Греческого закона и на святые Божий восточные церкви восстали и гонение учинили большое, и от истинной православной Христианской веры, в которой вы издавна живете, учали вас отлучать и неволить к своей Римской вере, а в иных местах в Коруне и в Литве благочестивые церкви запечатали, и в иных учинил Унию, и всякое над вами гонение, и поругание, и злости нехристианские чинили, а после того, и помирись с вами, сперва под Зборовом, а после под Белой Церковью, на правде своей не устояли, и церкви Божий, которые в договоре написаны были отдати из Унии, не отдали, а которые немногия и отданы были и те оборочены опять под Унию, и хотя православную Християнскую веру искорените и святые Божий церкви до конца разорите, войска свои на вас собрали, и многие городы и места, и в тех городах и местех святые Божий церкви осквернили, и обругали и разорили, и православных Християн духовного и мирского чина многих невинно замучили и всякое злое поругание чинили.
И вы не хотя благочестивые Християнские веры отбыть и святых Божиих церквей в разорении видеть, по неволе призвали к себе на помощь Крымского Хана с ордой, учали за православную Християнскую веру и за святые Божия церкви против их стоять, а у Великого Государя нашего, у Его Царского Величества, милости просити, чтоб Великий Государь наш, Его Царское Величество, православные Християнские веры искоренить и святых Божиих церквей разорить гонителям вашим и клятвопреступникам не дал и над вами умилосердился, велел вас, тебя Гетмана и все войско Запорожское принять под свой Царского Величества высокую руку с городами и с землями, а вы Великому Государю нашему, Его Царскому Величеству, служите и за Его Государское здоровье против всякого неприятеля хотите стоять во веки.

И по указу Великого Государя нашего, Его Царского Величества, приказывано к вам, к тебе Гетману Богдану Хмельницкому и ко всему войску Запорожскому, что у Великого Государя нашего, у Его Царского Величества с Яном Казимиром Королем Польским и Великим Князем Литовским вечное докончание, и Великому Государю нашему, Царскому Величеству, Государю Христианскому, без причины вечного докончанья нарушить было не мочно, а которые неправды учинились с Королевские стороны к нарушенью вечного докончанья, и Великий Государь наш, Его Царское Величество, ожидает о том с Королевские стороны, по договору исправленья, а будет Король и Паны Рада, по договору исправленья не учинят, и Великий Государь наш, Его Царское Величество, терпети им не будет, а за их неправды учнет против их стоять, а ему Гетману и всему войску Запорожскому велит свой Царского Величества милостивый указ учинить.
И вы Богдан Хмелыиицкий, Гетман войска Запорожского и все войско Запорожское Великому Государю нашему, Царскому Величеству, били челом: будет его Царскому Величеству под свой Государеву высокую руку принять вас не мочно, и Царское б Величество для православные Христианские веры и святых Божиих церквей, в вас вступился и велел вас с Королем и с Паны Рады помирити чрез своих Государевых великих послов, чтоб вам тот мир был надежен, а собой вы с ним мириться не хотите, потому что Поляки в правде своей не стоят.
И по указу Великого Государя нашего, Его Царского Величества, а по вашему челобитью, посыланы в Польшу, к Яну Казимиру Королю Его Государевы великие и полномочные послы, Боярин и Наместник Великопермской Князь Борис Александрович Репнин-Оболенский с товарищи, и велено Королю и Панам Раде о том мире и о посредстве говорити накрепко.
И те Царского Величества великие послы в ответех Панам Раде говорили, чтоб Король и Паны Рада, то междоусобье успокоили, и с вами помирились, и православную Християнскую веру Греческого закона не гонили, и церквей Божиих не отнимали, и неволи вам ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору, и которые церкви оборочены под Унию и те б церкви отдали вам назад, и будет Король и Паны Рада то учинят, с вами помирятся, и в вере вам вперед неволи чинить не учнут, и церкви Божий отдадут вам по прежнему, и Великий Государь наш, Его Царское Величество, для православные Християнские веры и святых Божиих церквей Королевскому Величеству такую поступку учинит тем людем, которые в Его Государском имяновании в прописке объявились и достойны были смертные казни, те их вины велит им отдать. Да те же Царского Величества великие послы говорили: как Ян Казимир Король обран на Королевство, и он духовного и мирского чина людям присягал на том, что ему меж разнствующими в вере Христианской людьми остерегати и защищати, и никакими мерами для веры самому не тесните и ни кота на то не попущати, а будет он той своей присяги не сдержит, и он подданных своих от всякие верности и послушания чинит свободными, и разрешения о той клятве своей ни у кого просите не будет и не примет, и оп Ян Казимир Король не токмо что православную Християнскую веру оберегал и защищал, но и гонение злое учинил, чего ни на которую и на еретическую веру не чинят, и по тому по всему он клятву свой, на чем присягал, преступил, а подданных своих, вас православных Християи, тем от подданства учинил свободными, и он Казимир Король и Паны Рада то все поставили ни во что, и в мире и в посредстве отказали, и хотят православную Християнскую веру искорените и церкви Божий разорите, пошли на вас войной при них же великих послах, а их послов отпустили без дела.
И Великий Государь наш, Его Царское Величество, видя с Королевские стороны, такие неисправленье и досады, и вечному докончаныо нарушенье, и на православную Христианскую веру и на святые Божий церкви гонение, и не хотя того слышать, что вам единоверным православным Християнам в конечном разорении и церквам благочестивым в запустении и в поругании от Латинов быти под свой высокую руку вас, Гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское, с городами и с землями у от Королевского подданства преступлением присяги его свободных, приняти велел и помощь вам на кривоприсяжцев и на хотящих разорите Християнскую веру своими Государевыми ратными Людьми чинити велел.
И ты б, Гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское, видя к себе Великого Государя нашего, Его Царского Величества милость и жалованье, Ему Государю служили и всякого добра хотели и на Его Царского Величества милость были надежны, а Великий Государь наш, Его Царское Величество, учнет вас, тебя Гетмана и все войско Запорожское держать в своей Царского Величества милости, и от недругов ваших в обороне и защищеньи.

Выписка о бывшей в Переяславле у Запорожских козаков явной Рады.

На явной Раде в Переяславле, на улице перед Гетманским двором таков чин был: По тайной Раде, которую Гетман имел с Полковники своими, с утра того ж дни во вторый час дни бито в барабан, с час времени, на собрание всего народа, слушати совет о деле, хотящем совершился. И как собралося великое множество всяких чинов людей, учинили майдан пространный, про Гетмана и про Полковников, а потом и сам Гетман вышел под бунчуком, а с ними судьи, ясаулы, писарь и все Полковники, и стал Гетман посреди майдана, а ясаул войсковый, велел всем молчать, по том как все умолкли, начал речь Гетман ко всему народу такими словами:

"Панове Полковники, ясаулы, сотники, и все войско Запорожское и вси православные Христиане! Ведомо то вам всем, как нас Бог свободил из рук врагов, гонящих церковь Божию, и озлобляющих все Христианство нашего православия восточного, что уже шесть лет живем без Пана в нашей земле, в безпрестанных бранех и кровопролитии с гонители и враги нашими, хотящими искорените церковь Божию, дабы и имя Русское не помянулось в земле нашей, что уж вельми нам всем докучило, и видим, что нельзя нам жити более без Царя, для того ныне собрали есмя Раду явную всему народу, чтоб есте себе с нами обрали Пана из четырех, которого вы хощете: первый Царь есть Турский, которой многажды через Панов своих призывал нас под свой область, вторый Хан Крымский, третий Король Польский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку приняти может, четвертый есть православный Великие Руссии Царь восточный, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе за Царя и Пана просим. Тут которого хотите, избирайте: Царь Турский есть бусурман, всем вам ведомо, как братии наши православные Християне Греки беду терпят и в каком суть от безбожных утеснении, Крымской Хан, тож бусурман, которого мы по нужде и в дружбу принявши, каковые нестерпимые беды приняли есмя, какое пленение, какое нещадное пролитие крови Христианской! От Польских от Панов утешения, ни кому вам сказывать не надобет, сами вы ведаете, что лучше жида и пса, нежели Христианина брата нашего почитали, а православный Христианский Великий Царь восточный есть с нами единого благочестия Греческого закона, единого исповедания, едино есми тело церкви с православием Великой Руси, главу имуще Иисуса Христа. Той-то Великий Царь Христианский, сжалившися над нестерпимым озлоблением православные церкве в нашей Малой Руссии шестьлетних наших молений беспрестанных не презревши, теперь милостивое свое Царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей, к нам с Царской милостию своей прислати изволил, которого, если со усердием возлюбим, кроме его Царские высокие руки, благотишнейшего пристанища не обрящем, а буде кто с вами не, советует теперь, куды хощет вольная дорога."

К сим словам весь народ возопил: волим под Царя Восточного, православнаго, крепкой рукой, в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достаться.

Потом Полковник Переяславский, Тетеря, ходячи кругом в майдане на все стороны спрашивал голосно: вси ли тако соизволяете? Рекли весь народ: вси единодушно.
Потом Гетман рек велиим голосом: буди тако, да Господь Бог нас укрепит под его Царской крепкой рукой.
А народ по нем вси единогластно возопили: Боже утверди, Боже укрепи, чтоб есми во веки вси едино были!

Обряд утверждения Гетмана Богдана Хмелницкого в его достоинстве.

По Государеву, Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руссии, указу, его Государево жалованье, Боярин Василий Васильевич с товарищи, ему, Гетману Богдану Хмельницкому, знамя, и булаву, и ферезею, и шапку и соболи дали, а в которое время что дать довелось, и Боярин Василий Васильевич, говорил Гетману речь против Государева указа, сперва как начал объявляти знамя, и в те поры говорил речь, а молвил:

Божией милостию, Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руссии Самодержец и многих Государств Государь и обладатель, велел тебе, Гетману Богдану Хмельницкому говорити: известно есть се всем, яко ни что же без Божия смотрения в человецех деется, но вся Его смотрением строятся. Усмотри сие, и наш Благоверный и Христолюбивый Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руссии Самодержец, и многих Государств Государь и обладатель, яко и яже ныне деются в вашей сей земле несмирной, Божиим смотрением деются и строятся, иже, по велицей своей милости, и верных своих, в земле сей велиим гонением от отступников и иновериых насилуемых, промышляли, тебе, благочестный Гетмане войска Запорожского, со благоохотным воинством твоим, к защищению церкви святые и всех православных, в сей земле сущих, воздвиже, Его ж милостию всесильной ты помогаем, покровом Пречистые Богородицы покрываем, и поборением святых Руских о православных укрепляем, до сего времени по православии, крепко побораеши, победу над насилующими, православным приемля, но разумевает же и се Благоверный Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руссии Самодержец, яко, всемилостивый Бог, хотяй воздвигнути род Християнский и сию землю, скипетр Благоверного Государя нашего, Его Царского Величества, яко ж во времена Благоверного Царя Владимира и прочих его наследников бысть, тако и ныне чрез ваше тщание соединити. Смотрению Божию таковому повинувся, по твоему, и всего твоего воинства желанию, Царскую свой милость вам показует, и чрез нас Его пресветлаго Царского Величества, меня Боярина с товарищи, сие знамение тебе, благочестный Гетмане, дарует, на сем Царском своем знамении Царя Царствующих, всемилостиваго Спаса написанного, в победу на враги, Пресвятую Богородицу в покров, и преподобных Печорских со Святой Варварою, Русских молитвенников, в ходатайство тебе, и всему твоему православному воинству, подавая, дабы всемилостивый Спас наш, якож иногда, яко повествует история о происхождеиии честного Креста, православному Царю Русскому, и всем Христианам, даде на враги победу, и мир дарова: тако и тебе со благочестивым воинством на врагов, церковь святую озлобдяющих, и православных угоняющих, дарует победу, да о имени Иисусове, всяко колено гордых падеть на землю, и враги православных прогонятся, а мир тем устроится сущим в гонении правоверным, и яко же Пречистая Богородица, некогда верным в Цареграде, покрывают чудным своим покровом, враги, на верных вооружившиеся, всесильным своим заступлением, от иконы её чудотворные бываемым, иные чудотворно изби, другие же со студом прогна, тако да и посреде полков ваших, в царском сем знамении написана, носима, вас от иноверных оружия покрывает, и победу на них даруя тебе, со всем православным воинством и со всеми верными соблюдет невредимых, и святии же Божий угодницы Рустии, Антоний и Феодосий со святой великомученицей Варварой, её же святые мощи, яко дар многоценен, ваша имать страна, яко же в начале православия в Русской сей земле сея мощи, они же сами православие утверждаху, сице и ныне да будут скори, тебе и всем помощницы, утверждающе мир православия, и знамение се Его Царского Величества, да будет всем врагам вашим победы знамение страшное и ужасное во бранех!"

А изговоря, Боярин Василий Васильевич отдал Гетману знамя.
А как отдал знамя, и отдавая булаву говорил:

"Иное паки державы своея Царские знамение, булаву сию, благоверный и Христолюбивый Государь Наш Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руссии Самодержец, тебе жалуя, посылает, тебе, да той благополучно благочестивому воинству и всем людем начальствуеши, гордящихся на православие и непокорных, да той тебе смирите, воинство ж твое благочестивое, якоже до ныне добре устроивал еси, сице да и прочее время сим пресветлые его царские державы знамением, булавой, тако смотрительне управляй возможен, яко да самое видение стройне управляемаго от тебе воинства, вся враги, на вы возстающие и на благочестие, устрашает, и от вас прогоняет".

А отдав булаву, Боярин Василий Васильевич говорил, отдавая одежду:

"К сему благочестивый Государь наш Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руссии Самодержец, орла носяй печать, яко орел покрыта гнездо свое и на птенца своя вожделе, град Киев с прочими грады царского своего орла некогда гнездо сущий, хотяй милостию своей Государской покрыта, с ним же и птенца своя верные, некогда под благочестивых Царей державой сущие, в защищенье свое прияти, в знамение таковые своея Царские милости, тебе одежду сию дарует, сей показуя, яко всегда непременной своей Государской милостию, тебе же и всех православных, под его пресветлую Царскую державу поклоняющихся, изволи покрывать и ты же, да сию от Царского Его Величества прием, твой начатую службу к царской Его державе и к защищению православных, теплой ризой сей одеваяйся, согреваеши яко да ражжен ревностно о вере православной и Царского Его Величества державе, на враги побораеши".

А как отдал одежду и отдавая шапку говорил:

"Главе твоей, от Бога высоким умом вразумленной, и промысл благоугодный о православия защищении смышляющей, сию шапку, пресветлое Царское Величество в покрытие дарует, да Бог здраву главу твой соблюдая, всяцем разумом ко благому воинства преславного строению вразумляет, яко да тя Гетмана, имуще вернии и тобой смышленно управлявший, врагов ногами попирати, и безумие гордых умной главе твоей покоряти возмогут. Сие убо своего Царского Величества жалованье, благоверный Государь наш, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руссии Самодержец, тебе даруя нами, и всякого бдагопоспешия и на враги одоления благоприятствуя, хочет, дав своем обещании к Царской Его державе и вере непременно пребывавшей, многоумную свой главу к Его Царской милости подклоняя, твердую и нерушимую верность свой со всем воинством своим и всеми Християны соблюдении, яко да и Царское Его Величество, вашим рачением возбуждаем, большую к тебе, и всем твоим, милость свой Царскую простирати возможет.