104. — Октября 1. Постановление собора, бывшего в присутствии Государя Царя Алексея Михайловича из духовных и светских чинов, касательно обявления войны Польскому Королю Яну Казимиру, за нарушение им мирных между Государствами постановлений, и о принятии Гетманы Богдана Хмельницкого с войском Запорожским под защиту Российской державы.

Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руси Самодержец, указал, о том же Литовском и о Черкаском делах учинити собор, а на соборе быти Великому Государю святейшему Никону, Патриарху Московскому и всея Руси, и Митрополитам, и Архиепископам, и Епископу, и Черным властям, и Боярам, и Окольничим, и Думным людям, и Стольникам, и Стряпчим, и Дворянам Московским, и Дьякам, и Дворянам, и детям Боярским из городов, и Гостям, и торговым и всяких чинов людям, и указал Государь им объявите, Литовского Короля и Панов Рад прежние и нынешние неправды, что с их стороны делаются к нарушенью вечного докончания, а от Короля и от Панов Рад исправленья в том не бывало, и чтоб те их неправды, его Государевым Московского Государство всяких чинов людям были ведомы, также и Запорожскаго Гетмана Богдана Хмельницкого присылки объявите, что они бьют челом под Государеву высокую руку в подданство, и что ныне Король и Паны Рада при Государевых великим послах, по договору, исправленья не учинили и отпустили их без дела.
И Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руси Самодержец, пришед от праздника от Покрова Пресвятые Богородицы за кресты, и быв в соборной церкви, для собора был в Грановитой палате, а на соборе были: Великий Государь, Святейший Никон, Патриарх Московский и всея Руси, Митрополит Крутицкий Селивестр, Митрополит Сербский Михайло, Архимандриты, и Игумены, со всем освященным собором, Бояре, Окольничие, Думные люди, Стольники, и Стряпчие, и Дворяне Московские, и жильцы, и Дворяне из городов, и дети Боярские, Гости и гостиниые и суконные сотни и черных сотен и дворцовых слобод торговые и иных всяких чинов люди и стрельцы.

И по Государеву, Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси указу, о неправдах Яна Казимира Короля Польского и Панов Рад, и о челобитье Государю в подданство Богдана Хмельницкого и всего войска Запорожского чтено всем вслух:

"в докончальных грамотах, блаженные памяти, великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Фёодоровича, всея Руси Самодержца, и Владислава Короля Польского и Великого Князя Литовского написано: быти им обоим Великим Государям меж себя, и их Государским детям, и наследникам, в братской дружбе и в любви и в соединении, а Великого Государя нашего, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Руси Самодержца, и его Государевых детей, и наследников, Владиславу Королю и вперед будучим Королям Польским и Великим Князьям Литовским, и Панам Раде и всей Речи Посполитой, во всяких письмах описывати и именовати, по Его Государеному достоинству и по вечному докончанью, Великим Государем Царем и Великим Князем, всея Руси Самодержцем, с полными его Государскими титлы, по Его Государеному достоинству, и как он Великий Государь сам себя описует, по докончальной грамоте, отныне и до века и вперед неподвижно, безо всякого премененья, а Владиславу Королю Польскому и Великому Князю Литовскому наперед будучим Королям Польским и Великим Князьям Литовским, писатися по прежним обычаям, с полными ж их титлы, по докончальной грамоте, а к Московскому Государству, Владиславу Королю Польскому и Великому Князю Литовскому, и его братьи, и детям, и внучатам причитанья ни в чем не иметь, и Царем и Великим Князем всея Руси, и титлами Московскаго Государства не писатися и не именовался.
И то вечное докончанье с обе стороны сперва великие послы, а после того и сами обои Великие Государи, своими Государскими душами, крестным целованьем закрепили, и грамотами и печатьми утвердили, что меж ими обоими Великими Государи тому вечному утвержденью быти на веки непременну.
И с стороны Владислава Короля Польского и Великого Князя Литовского, при нем Владиславе Короле вечное докончанье нарушено: блаженные памяти, Великого Государя Царя и Великого Князя Михайла Феодоровича, всея Руси Самодержца, и сына его Государева, Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Руси Самодержца, в Королевских во многих грамотах и порубежных городов Воевод и каштелянов, и старост, и капитанов, и державцев в Государевы порубежные городы к Воеводам, в листех их именованья и титлы писаны не по вечному докончанью, со многим премененьемь, а иные злодеи во многих листах писали с великим безчестьем и с укоризной, а Королевское именованье писали Царским именованьем, и многих Государств Государем и обладателем.
И о тех Королевских многих неправдах, посыланы от них Государей, в Польшу и в Литву, ко Владиславу Королю Польскому и Великому Князю Литовскому, их Государевы великие послы и посланники, а велено им, будучи у Короля на посольстве и с Паны Рады в ответах о Государеве чести говорити, и подлинные прописные листы казати, и списки с них дати, и на тех людей казни и наказанья просити. И во 148 году писал ко Государю, Владислав Король в Грамотах своих: которые люди, за его Королевским заказом, учнут Государево именованье и титло писать не по их Государскому утвержденью, и те будут казнены, а которые, писали неостерегательно, и тех с сейма одноличио велит казнить, и вперед того отнюдь не будет.
А в ответном письме Панов Рад, каково дали во 153 году Государевым великим послам, Боярину Князю Алексей Михайловичу Львову с товарищи, написано, что Королю покаместа право не ставало, потаместа каранья чинить было не мочно, а ныне за те проступки, после права постановленного, Король на сейм позвати велел и казнь по проступке их, против права их, подлинно учинена будет.
И по тем Королевским Грамотам, и по ответным письмам и по договорам панов рад, при Владиславе Короле исправленья никакого не бывало, а при нынешнем Яне Казимире, Короле Польском, учало быть и пуще прежняго: блаженные памяти про Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руси Самодержца, и про деда его Государева, блаженные памяти, про Великого Государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Руси, также и про Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Руси Самодержца, в книгах их напечатаны злые безчестья, и укоризны, и хулы, чего не токмо Великим Государям Христианским, Помазанникам Божиим, и простому человеку слышати и терпети невозможно и помыслите страшно.
Также и Московского Государства про Бояр и про всяких чинов людей напечатаны в тех книгах многия безчестья и злые укоризны, чего ни в которых Государствах, не токмо за вечным докончаньем, и вразвратье того не бывает, а Владислав Король написан обранным Великим Князем Московским, мимо вечного докончанья.
И в прошлом во 158 году, по Государеву, Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Руссии указу, посыланы в Польшу и в Литву, к Яну Казимиру Королю, его Государевы великие и полномочные послы, Боярин и Оружейничий и Наместник Нижнего Новгорода Григорий Гаврилович Пушкин с товарищи, а велено им о тех Королевских и Панов Рад многих неправдах, говорити накрепко и за Государскую честь, по посольским договорам, на виноватых просити казни смертные, и по Королевскому указу, Паны Рада, тем Государевым великим послам дали договор, за руками своими и за печатьми, что тех всех, про Государево именованье и титла, обвиненных людей, которые в росписи от них великих послов, им Панам Раде написаны, в Варшаве на Сейме, по правам коронным и Литовским, и против Сеймоваго уложенья, конституции 1637 года, судити, и по проступке их осудя, и смертью, кто будет достоин, казнити при Государевых послах или при посланниках.
А в конституции 1637 года написано: а на таковых, которые б дерзали писать, или титлы умаляти, или отменяти ненам пердуеллионис закладаем, а по Русски то слово: смертная, неотпущательная казнь и отлучение имения. И по Государеву указу, а по Королевской присылке, посыланы к Королю на Сейм с прописными листами, посланники, Афонасий Пропчищев, да Дьяк Алмаз Иванов, и будучи они у Короля и у Панов Рад в ответах о Государевой чести говорили, и на виноватых, по договору и по конституции, казни просили, и стояли о том крепко, и Король и Паны Рада на том Сейме, при Государевых посланниках, не токмо что по договору исправленья не учинили, и многих винных людей к суду не поставили, и правды ни в чем не показали.
И после того присылал к Государю, Ян Казимир Король посланников своих, Албрехта Пецлавского, да Хриштопа Униховского, а с ними присылал с Сейма на тех подданных своих, за Государеву честь обвиненных людей, с декретом, и в том декрете к прямому исправленью ничего не написано, и многие винные люди от вин своих учинены свободными не по делу, а на которых обычных немногих людей и вина положена, и про тех в том же декрете написано, где они, живы ли, или померли, про то им самим и неведомо.
И по Государеву указу, тот декрет у них посланников, за такими явными неправдами не принят, а сказано им, и в ответном письме написано, что для совершенья тех дел, пошлет Государь к Яну Казимиру Королю своих Государевых великих послов.
И в прошлом во 161 году посыланы к нему Яну Казимиру Королю, Государевы великие и полномочные послы, Боярин и Наместник Великопермской Князь Борис Александрович Репнин-Оболенской с товарищи, чтоб Ян Казимир Король, памятуя вечное докончанье и посольские договоры, Сеймовые свои уложенья, конституцию, велел в тех вышеименованных делах, исправленье учинить пристойное. И те Государевы великие послы, будучи в ответе, о Государеве чести, о поправленьи на обвиненных людей по договору, Панам Раде говорили и стояли о том всякими мерами и Ян Казимир Король в том деле ни какого исправленья не учинил, а Паны Рада в ответах то дело, что они великие послы, говорили о чести, блаженные памяти, Великого Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всея Руси Самрдержца, и сына его Государева, Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Руси Самодержца, называли малым делом, и те Государевы великие послы им Панам Раде о том выговаривали, что они Паны Рада то начальное и главное дело, Государскую честь, ставят ни во что и называют малым делом, не бояся Бога, и не памятуя вечного докончаня, и тем Великих Государей наших, блаженные памяти Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Руси Самодержцами сына его Великого Государя нашего, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Руси Самодержца, обезчестили.
И Паны Рада говорили и указывали на прежний свой неправедный суд и декрет, что они о том деле, о их Государской чести, мимо прежнего суда и декрета, инако судити и переделывать не будут, и отказали в том впрямь.
А которые листы писаны после того их суда и декрета, и про те листы Паны Рада сказали, что они тех людей, от кого те листы писаны, судити учнут также, как и за прежние прописки, и к тем словам смеялись, а справедливости в том деле никакие не учинили и поставили такое великое дело ни во что. Да он же Ян Казимир Король, забыв вечное докончанье, умышляя над Московским Государством злые неприятельские замыслы, ссылался с общим Христианским неприятелем, с Крымским Ханом, почасту и всякими вымыслы умышлял, чтоб сообща Московское Государство воевать и разорить, да он же Ян Казимир через свои Государства пропустил к Свейской Королеве Христине общего Христианского неприятеля Крымского Хана посла, для ссоры и войны, а преж сего того, чтоб Крымским послам через Польшу и Литву в Свей ходить, ни коли не бывало.
Да с его ж Королевские стороны учали быть в порубежных местех задоры большие. Приходя в Государеву сторону, их Польские и Литовские люди Государевых порубежных городов дворян и детей Боярских поместья и вотчины разоряют, и людей их и крестьян грабят и мучат разными муками, и за рубеж вывозят сильно, и всякие злости им чинят, а урядники их, по письму Государевых порубежных Воевод, расправы в том не чинят.
И по тем по всем мерам многие неправды учинились к нарушенью вечного докончанья с Королевские стороны, а с Государевы стороны вечное докончанье во всяких мерах и по её места сдержано крепко и нерушимо. Да в прошлых годах присылал ко Государю, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу всея Руси, Запорожский Гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское посланников своих многажды, что Паны Рада и вся Речь Посполитая на православную Христианскую веру Греческого закона и на Святые Божий восточные Церкви восстали, и гонение учинили большое, и их Запорожских Черкес от истинной, православной Христианской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей Римской вере, и церкви Божий запечатали, а в иных учинили Унию, и всякие над ними гонения и поругания и злости нехристианские чинили, чего они и над еретиками и над Жидами не чинят. И они Черкесы, не хотя благочестивые Христианские веры отбыта и Святых Божиих церквей в разорении видеть, и видя себя в таком злом, гоненьи, по неволе призвав к себе в помощь Крымского Хана с ордой, учали за православную Христианскую веру за Святые Божий церкви против их стоять, а у Царского Величества милости просят, чтоб Он Великий, Христианский Государь, жалея благочестивые, православные, Християнские веры и Святых Божиих церквей и их православных Християн невинные кровопролития, умилосердился над ними, велел их принять под свою, Царского Величества, высокую руку, и учинил им на гонителей Християнские веры и Святых Божиих церквей, на Поляков, помочь и послал войска свои.
А в прошлом во 161 году присылал ко Государю, Царю я Великому Князю Алексей Михайловичу всея Руси, Запорожский Гетман Богдан Хмельницкий посланников своих дважды, что с Королевские стороны по договорам, на чем с ними Запорожскими Черкесы мирились, не исполнено, и церкви Божия, которые в договоре написаны были отдать, из Унии не отдали, а которые немногие и отданы были, и те оборочены опять под Унию.
И хотят православную Христианскую веру искоренить и Святые Божий церкви до конца разорить, войска на них Корунные и Литовские собрали, и многие городы и места и в тех городах и местах Святые Божия церкви осквернили, и обругали, и разорили, и православных Христиан духовного и мирского чина многих невинно замучили, злыми различными муками, и всякое злое поругание чинили, о чем и слышати жалостно. И они у Царского Величества Запорожские Черкесы милости просят, со многим слезным челобитьем, чтоб Он, Великий Государь, православные Христианские веры искоренить и Святых Божиих церквей разорить гонителям их и клятвопреступникам не дал, и над ними умилосердился, велел Гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское принять под свой Государеву высокую руку, а будет Государь их не пожалует, под свой Государеву высокую руку приняти не изволит, и Великий бы Государь, Его Царское Величество, для православные Християнские веры и Святых Божиих церквей, в них вступился, велел их помирити чрез своих Государевых великих послов, чтоб им тот мир был надежен, а собой они с Поляки мириться отнюдь не хотят, потому что Поляки в правде своей не стоят.
И по Государеву указу, а по челобитью Гетмана Богдана Хмельницкого и всего войска Запорожского, Его Государевым великим послам, Боярину и Наместнику Великопермскому, Князю Борису Александровичу Репнину-Оболенскому с товарищи, о том мире и о посредстве Королю и Панам Раде говорити велено.
И по Государеву указу, Его Государевы великие послы, Боярин Князь Борис Александрович с товарищи, в ответах Панам Раде говорили, чтоб Король и Паны Рада то междоусобье успокоили и с Черкесы помирились, и православную Христианскую веру Греческого закона не гоняли, и церквей Божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору, и которые церкви оборочены под Унию, и те б церкви отдали им назад, и будет Король и Паны Рада то учинят, что с Запорожскими Черкесы помирятся, и в вере им вперед неволи чинить не учнут, и церкви Божий отдадут им по прежнему, и Великий Государь, Его Царское Величество, для православные Християнские веры и Святых Божиих церквей, брату своему, Королевскому Величеству, такую поступку учинит тем людям, которые в его Государском именованьи в прописке объявились, те их вины велит им отдать.
И Ян Казимир Король и Паны Рада и то дело поставили ни во чтож, и в миру с Черкесы отказали, и хотят православную Християнскую веру искоренить и церкви Божия разорить, пошли на них войной при них же великих послах.
Да как у Короля и у Панов Рад в прошлом во 161 году Сейм был в Бресте Литовском, и у них на Сейме приговорело впрямь, что им православных Христиан Греческого закона, которые живут в Коруне Польской и в Великом Княжестве Литовском, побить и церкви Божии разорить, чтоб вера Греческого закона искоренилась.
И Государевы великие послы, видя их многое упорство, говорили им с большим вычетом в палате и к каретам идучи во все люди вслух, что Великий Государь, Его Царское Величество, для православные Христианские веры и Святых Божих церквей, хотя их междоусобье успокоить, тем людям, которые за их Государскую честь достойны были смерти, вины их хотел им отдать, и коли он Ян Казимир Король и они Паны Рада то поставили ни во что, и ни в чем исправленья не учинили, и Великий Государь его Царское Величество, такого их злаго безчестья и многого, по вечному докончанью, исправленья больше того терпети им не будет, и послов своих и посланников о том к ним вперед посылать не учнет, а велит о тех их неправдах и о нарушеньи вечного докончанья писать во все окрестные Государства, к Великим Государям Христианским и Бусурманским, а за православную Христианскую веру и за Святые Божий церкви и за свой Государскую достойную честь стоять будет, сколько милосердый Бог помочи подаст.
И Паны Рада ни на какую меру не сошли ж и сходства не показали, и исправленья ни в чем не учинили, и во всем отказали, и тех Государевых великих послов отпустили без дела.
А как Ян Казимир Король обрань на Королевстве и на коронованьи присягал, и в присяге его написано, меж иных дел, что ему меж разнствующими в вере Христианской остерегать и защищать и никакими мерами для веры самому не тесните и никого на то не попущати, а будет он тое своей присяги не сдержит, и он подданных своих от всякие верности и послушания чинит свободными, и разрешения о той клятве своей ни у кого просите не будет и не примет.
А ныне писал ко Государю, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу всея Руси, Запорожский Гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское с посланцем своим с Лаврином Капустой, что Король с войсками своими на Украину идет, и они не хотя монастырей и церквей Божиих и Христиан в мучительство выдать, бьют челом, чтоб Государь его пожаловал, войска свои вскоре послать к ним велел. А будет он, Великий Государь, и ныне над ними православными Християны не сжалится, как они у его Государя с плачем милости просят, а иноверцы те их нечто разорят и под себя подобьют, то они волю их чините по нужде будут.
А Запорожский посланец Лаврин Капуста говорил, приказывал де с ним Гетман Богдан Хмельницкий, а велел Государю бить челом, чтоб Государь велел прислать в Киев и в иные городы своих Государевых Воевод, а с ними ратных людей, хотя с 3000 тысячи человек, и то для тех же Государевых Воевод, а у Гетмана де людей много, да к нему ж де хотел быть Крымской Хан с ордой, а иные Татарове уж и пришли, и стоят под Белой Церквой, да к Гетману ж де присылал Турской Султан в обоз в Борки посланца своего, зовучи его к себе в подданство, и Гетман де ему в том отказал, а надеется на Государеву милость, а будет Государь его и не пожалует, принять не велит, и он в том учнет свидетельствоваться Богом, что он о том у него Государя милости просил много, а он Государь его не пожаловал, а с Королем де у них мира отнюдь не будет, а учнут против его стоять.
Да в вестях объявилось, что люди их Черкеские с Польскими людьми в подъездах дважды сходились и бились, и им де посчастилось и много языков, Поляков поймали, а Литовской де Гетман Радивиль говорил: будет они с войском Запорожским ничего не учинят, и они тотчас с ними помирятся и пойдут на Государеву землю войной".

И выслушав, Бояре приговорили: за честь, блаженные памяти, Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руссии и за честь сына его Государева, Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, стояти и против Польского Короля война весть, а терпети больше того нельзя, потому, что многие годы в Королевских грамотах и в порубежных листех писали их Государения имянованья и титлы, мимо вечного докончанья и посольского договора, со многой пропиской, а по посольским договорам, и по ответным письмам, и по своей сеймовой конституции во многие годы исправленья не учинили, и видя Королевские подданные такое исправленье и злым людям за вины их неуимство от того не престали из порубежных городов Капитаны их и Наместники в Государевы порубежные городы к Воеводам во всех годах Государево имянованье и титло писали с пропиской, и при Государевых послах, при Боярине Князе Борисе Александровиче Репнине с товарищи, исправленья не учинили и называли то дело, Государеную честь, малым делом, и смеяся, и поставили ни во что, и отпустили Государевых послов без дела, и тем они вечное докончанье нарушили.
А о Гетмане о Богдане Хмельницком и о всем войске Запорожском Бояре и Думные люди приговорили, чтоб Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси, изволил того Гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское с городами их и землями принять под свой Государскую высокую руку для православные Христианские веры и святых Божиих церквей, потому что Паны Рада и вся Речь Посполитая на православную Христианскую веру и на святые Божий церкви восстали и хотят их искоренить, и для того, что они Гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское
присылали к Великому Государю, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу всея Руси, бити челом многажда, чтоб он, Великий Государь, православные Христианские веры искоренить и святых Божиих церквей разорить гонителям их и клятвопреступникам не дал, и над ними умилосердился, велел их приняти под свой Государскую высокую руку, а будет Государь их не пожалует, под свой Государскую высокую руку приняти не изволит, и Великий бы Государь, для православные Християнские веры и святых Божиих церквей в них вступился, велел их помирити чрез своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен.
И по Государеву указу, а по их челобитью Государевы великие послы в ответах Панам Раде говорили, чтоб Король и Паны Рада междоусобье успокоили, и с Черкесы помирились, и православную Христианскую веру не гоняли и церквей Божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору, а Великий Государь, Его Царское Величество, для православные Христианские веры, Яну Казимиру Королю такую поступку учинит, тем людям, которые в Его Государском имянованьи в прописках объявились, те их вины велит им отдать, и Ян Казимир Король и Паны Рада и то дело поставили ни во что, и в миру с Черкесы отказали.
Да и потому доведется их принять: в присяге Яна Казимира Короля написано, что ему в вере Християнской остерегати и защищати, и ни какими мерами для веры самому не теснити и никого на то не попущати, а будет он той своей присяги не сдержит, и он подданных своих от всякие верности и послушанья чинит свободными.
И он Ян Казимир той своей присяги не сдержал и на православную Христианскую веру Греческого закона восстал и церкви Божия многия разорил, а в иных Унию учинил, и чтоб их не отпустить в подданство Турскому Султану, или Крымскому Хану, потому что они стали ныне присягой Королевской вольные люди.
И потому по всему приговорили Гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское с городами и с землями принять.
А Стольники, и Стряпчие, и Дворяне Московские, и Дьяки, и Жильцы, и Дворянеж, и дети Боярские из городов, и головы стрелецкие, и Гости, и гостиные и суконные сотни и чорных сотен и дворцовых слобод тяглые люди и стрельцы о Государской чести и о приеме Гетмана Богдана Хмельницкого и всего войска Запорожского допрашивать ж по чинам порознь.
И они говорили тож, что за честь, блаженные памяти, Великого Государя, Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Руси, и за честь сына его Государева, Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, стояти и против Литовского Короля война весть.
А они служилые люди за их Государскую честь учтут с Литовским Королем битися, не щадя голов своих, и ради помереть за их Государскую честь, а торговые всяких чинов люди вспоможеньем и за их Государскую честь, головами ж своими рады помереть, а Гетмана Богдана Хмельницкого, для православные Христианские веры и святых Божиих церквей, пожаловал бы Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руси, по их челобитью, велел их принять под свой Государскую высокую руку.