105. — Октября 20. Именный. — О наказании воров и разбойников вместо смертной казни кнутом, с отсечением левой руки по персту, о ссылке их в Сибирь у и об учинении смертной казни за повторение тех же преступлений.

Которые тати и разбойники за свои вины приговорены были, против прежних указов, блаженные памяти, Великого Государя, Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руссии, и Государя, Царя и Великого Князя Бориса Феодоровича всея Руссии, и блаженные памяти, отца Своего Государева, Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руссии, и своего Государева указу и соборного Уложенья, вершить: и тех тюремных сидельцов, Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович пожаловал, вместо смерти, велел им живот дать, а указал Государь их, вместо смертные казни, бить кнутом, и у левой руки отсечь по персту и сослать их в Сибирские и в Понизовые и в Украйные городы на черту с женами и детьми.

А будет из тех татей и разбойников впредь кто объявится на разбое: и тому быть вершену безо всякого Его Государева милосердия и пощады. И о том указал Государь послать во все городы свои грамоты, чтоб Воеводы и приказные люди велели всяким людем учинить сход, и тот свой Государев милостивый указ указал Государь сказать, будет кто из тех разбойников объявится на татьбе или на разбое, или на ином каком воровстве, и тем татем и разбойникам быть вершеным безо всякого милосердия и пощады.
А которых людей те разбойники крали, и разбивали, и в тех животах на себе и на товарищей своих в станех и в приездах, и в продаже татиные и разбойные рухляди говорили, и те вытные деньги за разбойные и татиные животы на вытчиках, указал Государь, править по прежнему, а в пожелезных тех сидельцов, указал Государь, окупить из своей Государевы казны, а впредь татей и разбойников за приставы не отдавать, а держать их до указу в тюрьме. А будет которые тати и разбойники учнут бить челом, чтоб их отдать за приставы, а пожелезное соймут на себя: и их за приставы отдавать, а поголовные деньги имать по прежнему.
А татей и разбойников вершить в неделе во все дни, опричь Воскресения Христова, а причастия им недавать, и в покаянную избу их не сажать, а кто попросит покаяния, нему дать.
А сыскивать оговорных людей неделя, а как минется неделя, и их вершить.
А с которыми животы они будут приведены, и те их животы отдавать истцам в выть.
А вытей по их разбойницей татиной сказке на оговорных людех, как их вершат, не имать для того, что тех оговорив людей сыщут после вершенья, и очной ставки дать будет не с кем.
А которые люди будут взяты к Москве и в городе, и сидят в тюрьме, а довелись дать на поруки, а будет они к Москве и в городе приезжие и гулящие, и по них никто не ручается, и за тем они сидят в тюрьме и за приставом: и таких свобожать без поруки.