122. — Апреля 30. Уставная Грамота. О злоупотреблениях, происходящих от отдачи на откуп мытов, мостов, переводов, съестных и других припасов, о стеснении тем народной промышленности и об уменьшении для сего некоторых налогов.

Божией милостию, Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великие и Малые России Самодержец. Подражающе Божественных повелений, приклонихом милостивио уши Наша в мир слышания, и слышахом нечто не полезно, паче ж грешно и миру досадительно: сего ради умилостивихомся и потщахомся, яко да поможет Нам Господь Бог благоподражательное Наше начало сотворити, якоже весть Святая Его благодать, мир строити, и любя тем присно, на лучшее преуспевай, и от любоплотных, низу плежущих, горе восходите, ибо лучшее во всем угодно бывает Богу и человеком, еще ж нынешнему веку и грядущему,
а неправедное злодейство, о нем же ходяще, претыкаемся, разорити и досадительства она отсещи, яже деются всякого чина в человецех, яко во мнозех градех невемы, како многое злодейство привниде во обычаи человеческие, еже отдавати из Наших приказов в Нашем царствующем граде Москве и во всех градех на откуп мыт и мостовщику и на реках перевозы и с людей головщину, и ядомые всякие харчи, и иные всякие мелкие промыслы, також в Наших Дворцовых селах, и Патриарших, Митропольих, Архиепископских и Епископских, монастырских, Боярских и всяких чинов людей в вотчинах и поместьях проезжия пошлины, и мыты, и мостовщик, сами дежать, и на откупы отдают, и тии откупщики, врази Богу и человеком, милосердием ревнуют прежним окаянным мытарем и прочим злодеем, сами седя по мытом и по мостом на дорогах, емлют с товаров проезжую пошлину, и мыт, и мостовщику не против нынешняго указу, лишнее воровски, и приметываются к проезжим торговым и всяких чинов людям своим злым умыслом напрасно, и правят на тех людех промытные деньги, и задерживают их, и от того им в торгах чинится безторжица и убытки великие, торговые люди торговых промыслов отбыли, а иные многие обедняли, меж двор скитаются, и Наших податей взяти стало не на ком, и служеб служити некому, а тех откупов откупщики и мытчики теми богоненавистными откупы прибытки себе чинят многие, и мир в том их враждебном промысле погибает, а они творятся аки Нашей Великого Государя казне прибыль чинити.
И понеж не точию Нам Великому Государю такими неправедными прибытки богатитися чужде, и жизнь свой строити, но и всякому человеку малого чина и великого, ведущим истинное Евангельеское благовестие, в нем же обетование благих и муки вечные комуждо по делом. Сего ради, Мы Великий Государь, Сами присно благих желающе, и на лучшее преспевающе, судихом, яко же Господу Богу угодно, и Нам Великому Государю праведно и безгрешно, указали есмы такое злодейство к тому в царствующем граде Москве и повсюду в градех и в селах упраздните, от сего времени, нововсчинных проезжих пошлин и мытов, по рекам с судов посаженного и привального и грузовая, и с людей головщины, и с саней полозоваго, и с телег и на гостиных дворех с рыбные складки в лавки и в погреб, и с разделки, и с мытья, и с рыбных бочек, с бой и с выборки не имати, и в откупы не отдавати, и ядомых харчей всяких и иных всяких мелких промыслов: квасу, сусла, масла конопляного и коровья, ветчинного сала, солодорощенья, овсяной трухи, хмелевой труски, хлебного и соляного и важенного и бережного извозу, сенной труски, шелку, пищей площадки, на реках прорубного, золы всякой, мыльного резанья, ворванья сала, свеч сальных, смолы брусковые, на резь, дегтю, уголья и рогожного товару, лаптей, шлей, хомутов на откуп не давати, кроме воскобоя и ледяного и банных откупов, також есь Мы указали в Патриарших, Митропольих, Архиепископских, Епископских, монастырских, Боярских, Думных людей, Стольников, Стряпчих, Дворян Московских и всяких чинов людей в вотчинах и в поместьях мытов и проезжия пошлины и головщины имати, и на откуп отдавати не велели, а те проезжия всякие мелкие пошлины и мыты, которые были в таможнях на вере сбираны, и в откупы отдаваны, Мы, Великий Государь, велели приложити в торговую рублевую пошлину, и сбирати в таможнях выборным, верным Головам и целовальникам.
А ядомыми всякими харчьи лошадиными кормы и всякими мелкиии, земскими товары, Мы, Великий Государь, позволили торговати всяких чинов людем без откупа, и Наши пошлины платити по нынешнему указу рублевые.
А на которых реках и озерах есть соляные и рыбные промыслы и всякие угодья, и с тех угодий в Нашу казну платят оброки: и те оброки имати на Нас по прежнему. Тако же есьмы указали имати на Нас, Великого Государя, по рекам и по мостам всяких чинов людей и в монастырских, или у кого в вотчинах и в поместьях есть на великих реках перевозы на Волге и на Оке, в вешнюю полую воду по Николин день, с большия с двойные телеги по 10 денег, с одинакие с товарные телеги по шти денег, а с тутошних с уездных людей с хлеба и с сена, кто повезет в город на себя и на продажу, и с проезжих безтоварных телег по 4 деньги, а с вершника, проезжаго человека по три деньги, с пешего человека по деньге, а в межень, от вешняго Николина дни до Покрова, перевоз имати с двойные телеги по шти денег, с одинакие товарные телеги и с уездных людей по три деньги, с вершника по две деньги, с пешего человека по деньге, а на меньших реках, где перевозы, с двойные телеги по три деньги, с малые с одинакие товарные телеги по две деньги, с порожния телеги и с вершника по деньге, с пешего человека по полушке, а на мостах имати с двойные товарные телеги по две деньги, а с малые по деньге, а с пеших людей мостоваго не имать.
А которые проезжие люди на всех реках, во всякое время, похотят ехать на брод, мимо перевоза и моста: и тем людем не насиловать, и никакой нуждой их к перевозу не волочить, переезжать им повольно без перевозного.
А на которых реках запружена вода для мельниц, и построены для того мосты и перевозы: и на тех реках мосты и перевозы держати по прежнему, а перевозити и по мостам пропущати всяких людей безденежно.
А кто всяких чинов люди, забыв страх Вседержителев и Нашу Государскую опалу, в вотчинах своих и в поместьях на реках, на которых перевозы и мосты бывали, перевозов и мостов делати не учнут, или проезжих людей, каким либо пронырством перевозити не велят, или нуждой к перевозам и мостам учнут волочите: и тем от Нас, Великого Государя, быти в опале и в самом жестоком наказании.
Такожде заповедуем, Христе Возе, детем Нашим, и внучатам, и всем хранящим державу Царствия Российского, ему же Господь Бог благоволит хранить в предыдущие веки, сие наше изображение, еже есть Уставную грамоту непреступно соблюдать, и того ради да воздаст ему Господь Бог в будущем веце вечная нетленная благая, о них же Божественный Апостол изъествует, яже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыде, яже уготова Бог любящим Его.
А кто сей Наш, Великого Государя, указ дерзнет преступит, велит проезжия пошлины и мыт и перевоз и мостовщику и головщину и иные мелкие пошлины, сверх
рублевые пошлины, имати лишния, и ядомые всякие харчи и иные всякие мелкие промыслы, которые писаны выше сего, на откуп давати, или кто каким либо пронырством сам таковые промыслы откупит, утаяся Нашея Великого Государя ведомости: и за такую неправду да будет Господь Бог ратовати его во вся дни настоящие живота его, а в будущем веце казните вечной мукой, якоже древних немилостивых и человеконенавистных мытоимцев. Аще же о таком Нашего Царского повеления преступнике внидет в Наша Царская ушеса ведомость, и ему от Нас Великого Государя быти в жестоком наказании, под смертной и непрощаемой казнию, о сих же всех вечному Царю Царствующих Христу Богу нашему слава.
Нам же рабам его, на земли царствующим по правде, за всякое доброе дело хвала, а нанебеси воздаяние многое. А вечного ради утверждения во свидетельство верное, вечное положили есьмы сие изображение едино в Соборной церкви Пресвятые Владычицы нашей Богородицы и присно Девы Марии Честного и Славного Ея Успения и Великих Святителей Российских Чудотворцев Петра, Алексия, Ионы и Филиппа в царствующем Нашем граде Москве, при отце Нашем и богомольце, Святейшем Никоне, Патриархе Московском и всея России, за Нашей Царской рукой и златой печатию, яко да будет сама небесная Царица Богородица, и Российски Чудотворцы сие Наше Царское повеление соблюдающе и хранящим е невредно, во благих пособствующе, дерзающим же аще и мало сие Наше Государское законоположение разрушите, немилостив суд наносяще, а другое таково же изображение указали Мы Великий Государь положити Нашего Царского Величества в казне, за Нашей же Государево рукой и Златой печатию, яко да будет сие Наше Царское Богоугодное законоположение твердо и непоколебимо во веки.