Алексей Михайлович (1649 год). Глава 22. Указ, за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание. (Ст. 11-26)

11. А будет такой же поругатель кого нибудь зазвав, или силой заволокши к себе на двор, учнет бить ослопом, или кнутом, или батоги, и с суда сыщется про то допряма, и такому поругателю за такое его дело учинити жестокое наказание, велети его бить кнутом по торгом, и вкинути в тюрьму на месяц, да на нем же доправити тому, над кем он такое дело учинит, безчестье и увечье вдвое.
12. А будет такое наругательство над кем учинит чей нибудь человек, и того человека пытать, по чьему наученио он та­кое наругательство учинил, да будет тот человек с пытки скажет, что он такое наругательство учинил по научению того, кому он служит, или по чьему нибудь научению, и тем людям, кто на такое дело кого научит, и тому, кто такое дело сде­лает, по тому же учинити жестокое на­казание, бить их кнутом по торгом д вкинуть их в тюрьму всех на месяц, да на тех же людех, кто на такое дело людей своих научит, правити тем людям, над кем такое наругательство люди их учи­нят, безчестие вдвое. А будет чей нибудь человек такое наругательство над кем учинит собой, а ни по чьему научению, и таких людей пытав казнити смерт­ью.
13. А которые воры чинят в людях смуту, и затевают на многих людей своим воровским умышлением затейные дела, и таких воров за такое их воровство казнити смертию.
14. А будет жена учинит мужу своему смертное убийство, или окормит его отра­вой, а сыщется про то допряма, и ее за то казнити, живу окопати в землю и казнити ее такой казнию безо всякие пощады, хотя будет убитого дети, или иные кто ближние роду его, того не похотят, что ее казнити, и ей отнюдь не дать милости, и держати её в земле до тех мест, покамест она умрет.
15. А которая женка приговорена будет к смертной казни, а в те поры она будет беременна, и тоя женки, покамест она родит, смертию не казнити, а казнити ее в те поры, как она родит, а до тех мест держа­ти ее в тюрьме, или за крепкими приставы, чтобы она не ушла.
16. А будет кто умысля воровски, при­дет в чей дом, и похочет того дому над госпожей какое дурно учинити, или её из того дому похочет куды увести, а люди ее от такова вора не оборонят, и учнут помочь чинити тем людям, кто по нее приедет, а после того про такое их дело сыщется, и тех воров, кто таким умы­слом в чужой дом приедет, и которые люди им на такое воровство учинят помоч, всех казнити смертию.
17. А будет кто с похвалы, или с пьян­ства, илд умыслом наскачет на лошади на чью жену, и лошадью её стопчет и повалит, и тем её обезчестит, или её тем боем изувечит, и беременная будет жена от того его бой дитя родит мертво, а сама будет жива, а с суда сыщется про то допряма, и тому, кто так учинит, за такое его дело учинити жестокое наказание, велети его бить кнутом нещадно, да на нем же до­правити той жене безчестье и увечье вдвое, да его же вкинути в тюрьму на три месяца. А будет от того его бой та жена и сама умрет, него за такое его дело самого казнити смертию.
18. А будет такое убийство учинится от кого без умышления, потому, что ло­шадь от чего испужався, и узду изорвав рознесет, и у держати ее будет не мочно, и того в убийство не ставити, и наказания за такое дело некому не чинити, для того, что такое дело учинится без хитрости.
19. А будет кто над кем учинит смертное убийство, по чьему научению, а сы­щется про то допряма, и того, кто на смерт­ное убийство научал, и кто убил, обоих казнити смертию же.
20. А будет кто, стреляючи из пищали, или из лука по зверю, или по птице, или по примете, и стрела, или пулька вспловет, и убьет кого за горой, или за городьбой, или кто каким нибудь обычаем кого убьет до смерти деревом, или каменем, или чем ни­будь, не нарочным же делом, а недружбы и никакие вражды наперед того у того, кто убьет, с тем, кого убьет, не бывало, и сыщется про то допряма, что такое убийство учинилося ненарочно, без умышления, и за такое убийство никого смертию не казнити, и в тюрьму не сажати по тому, что такое дело учинится грешным делом, без умы­шления.
21. А будет чей человек убьет кого нибудь до смерти, или ранит, обороняя того, кому он служит, и тому человеку то­го в вину не ставить, а спрашивать того убийства на том, кому он служит.
22. А будет он над кем смертное убийство учинит своим умышлением, без ведома того, кому он служит, и топкому он служит, очищая себя, изымавего при­ведет в приказ, и про такое убийство сам известит, и тому, чей тот человек, того убийственного дела в вину ни ставити, а человека его, который такое смертное убий­ство учинит, казнити смертию.
23. А будет кто кого отравит зельем, и от той отравы тот, кого отравят, ум­рет, и того, кто такое злое дело учинит, пытати накрепко, наперед того он над кем такова дела не делывал ли, и пытав его, казнити смертию.
24. А будет кого басурман какими ни­будь мерами, насильством, или обманом Русского человека к своей басурмаиской вере принудит, и по своей басурманской вере об­режет, а сыщется про то допряма, и того басурмана по сыску казнить, сжечь огнем безо всякого милосердия. А кого он Русского человека обасурманит, и того Русского человека отослать к Париарху, или ко иной власти, и велеть ему учинити указ, по правилом Святых Апостол и Святых Отец.
25. А будет кто мужеского полу, или женского, забыв страх Божий и Христиан­ский закон, учнут делати свады женка­ми и девками на блудное дело, а сыщется про то допряма, и им за такое беззакон­ное и скверное дело учинити жестокое на­казание, бить кнутом.
26. А будет которая жена учнет жити блудно и скверно, и в блуде приживет с кем детей, и тех детей сама, или иной кто по её веленью погубит, а сыщется про то допряма, и таких беззаконных жен, и кто по ее веленью детей её погубит, казнити смертию безо всякие пощады, что­бы на то смотря, иные такова беззаконного и скверного дела не делали, и от блу­да унялися.