Алексей Михайлович (1649 год). Глава 22. Указ, за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание. (Ст. 1-10)

1. Будет которой сын или дочь учинит отцу своему, или матери смертное убийство, и их за отеческое, или за матерне убийство, казнити смертию же безо всякие пощады.
2. А будет которой сын, или дочь отцу своему, или матери смертное убийство учинят с иными с кем, а сыщется про то допряма, и по сыску, тех, которые с ними такое дело учинят, казнити смертию же безо вся­кие пощады.
3. А будет отец, или мать сына, или дочь убиет до смерти, и их за то посадити в тюрьму на год, а отсидев в тюрьме год, приходити им к церкви Божий, и у церкви Божий обявляти тот свой грех всем людям в слух, а смертию отца и матери за сына и за дочь не казнити.
4. А будет кто сын, или дочь, не помня закона Христианского, учнет отцу, или ма­тери грубые речи говорити, или отца и ма­терь с дерзости рукой зашибет, и в том на них отец, или мать учнут бить челом, и таких забывателей закона Хри­стианского за отца и матерь бить кнутом.
5. А будет которой сын, или дочь у отца, или у матери животы пограбят насильст­вом, или не почитаючи отца и матерь, и избываючи их, учнут на них извещати какие злые дела, или которой сын, или дочь отца и мать при старости не учнет почитати и кормити, и ссужати их ничем не учнут, и в том на них отец, или мать учнут Государю бить челом, и таким детем за такие их дела чинити жестокое наказание, бить кнутом же нещадно, и приказати им быти у отца и у матери во всяком послу­шании безо всякого прекословия, а извету их не верити.
6. А будет который сын, или дочь учнут бить челом о суде на отца, или на матерь, и им на отца и на матерь ни в чем суда не давать, да их же за такое челобитье бить кнутом, и отдати их отцу и матери.
7. А будет кто убьет до смерти брата, или сестру сам, или по его веленью и кто иной их убьет, а сыщется про то допряма, и их за то самих всех казнити смертию же.
8. А будет чей нибудь человек помыслит смертное убийство на того, кому он служит, или против его вынет какое оружие, хотя его убити, и ему за такое его дело отсечь руку.
9. А будет чей человек того, кому он служит, убьет до смерти, и его самого ка­знити смертию же безо всякие же пощады.
10. А будет кто небояся Бога, и неопасаяся Государения опалы и казни, учинит над кем нибудь мучительное наругательство, отсечет руку, или ногу, или нос, или ухо, или губы обрежет, или глаз вы­колет, а сыщется про то допряма, и за такое, его наругательство самому ему то же учинить да на нем же взять из вотчин его и из животов тому, над кем он такое наругательство учинит, будет отсе­чет руку, и за руку пятьдесят рублев, а будет отсечет ногу, и за ногу пятьдесят же рублев, а занос, и за ухо, и за губы, и за глаз, по тому же за всякую рану, по пятидесяти  рублев.