Алексей Михайлович (1649 год). Глава 21. О разбойных и о татиных делах. (Ст. 41-50)

41. А на которых людей языки с пытки в розбое говорят, а сами на себя с пыток не говорят, а в обыскех их многие люди назовут лихими людьми, и тех людей по язычным молкам и по лихованным обыском казнити смертию, а животы их продать в выть.
42. А на которого человека в розбое язык говорит, а в обыску его назовут половина добрым человеком, а другая половина на­зовут лихим человеком, и того человека пытать, а не учнет на себя с пытки в розбое говорити, и того человека дати на чистую поруку с записью обыскным лю­дем, которые его в обыскех добрили, а по язычной молке взять на нем выть. А будет в той половине больше обыскиых людей, которые его назовут лихим чело­веком, человек пятнатцать или двадцать, и той половине и верити, и того человека пытати накрепко, а пытал на себя не учнет говорити, и того человека, по язычной молке и по обыском посадити в тюрьму до Государева указу, а животы его отдати в выть. А после того прибудет на него в розбой­ном деле иное лихо, итого человека казнити смертию, а обыскным людям, которые его добрили ложно, чинити указ против того, как о том писано выше сего в судной статье.
43. А на которого человека языки два, или три говорят в розбое, а он пытан не уч­нет на себя говорити, а учнет бить челом о обыску, а в обыску про него скажут, что его не знают, и его посадити в тюрьму, до Государева указу. А будет в обыску про него скажут, что его знают, а доброй ли он человек, или лихой, того про него не ведают, и того человека по тому же посадити в тюрьму до Государева указу, а животы его продати в выть.
44. А на которых людей языки говорят в розбое за очи, а с очей на очи на них говорити не учнут, и во многих людех их не узнают, или узнав их, да учнут с них оговаривать и тех языков пыта­ти накрепко, не по засылке ли их не узнали или узнав сговаривают. Да будет с пытки скажут, что их поклепали, и тех людей давать за приставы, и про них обыскати, а в обыску про них скажут, что они лихие люди, и тех людей пытати, да будет учнут на себя в розбое говорити, и их казнити смертью, а не учнут на себя с пыток говорити, и их по обыском сажати в тюрьму, до Государева указу. А будет скажут языки, что с них сгово­рили по засылкам, и тех людей, которые приходили, имати, и с ними с очей на очи ставити и роспрашивать, и сыски всякими сыскивать. Да будет они к языком прихо­дили для того, чтобы они с оговорных людей сговаривали, и их бить кнутом, да на них же взять выти. А будет их в обыску одобрят, и их свободити безвытно.
45. А будет учнет язык говорити в розбое, или в татьбе на чьих ни буди лю­дей, или на дворников, а те люди, на чьих людей и дворников язык говорит, таких людей и дворников у себя скажут, а их не поставят, и на них за тех людей и за дворников имати выти, и давать их на крепкие поруки с записьми с сроком, что им тех своих людей и дворников пос­тавите к языком на очную ставку, а как их поставят, и тех людей с языки с очей на очи ставити, и роспрашивать и указ чинити по тому же, кто чего доведется.
46. А будет те люди, на чьих людей, или дворников язык говорит, скажут, что у них таких людей, или дворников не бывало, и учнут бить челом о обыску, и про то обыскати около их житья многими людьми, бывали ли у них таковы люди, или дворники. И будет в обыску скажут, что у них такие люди, или дворники были, и на них за тех людей и дворников в истцовы иски имати выти, и давать их на поруки с записьми с сроком, что им тех людей по тому же поставите к язы­ком на очную ставку, а как их поста­вят, и их с языки с очей на очи во многих людех ставити и роспрашивать, и указ им чинити, кто чего доведется, а скажут в обысках, что у них таким людей и дворников не бывало, и за тех людей и дворников вышей на них не имати.
47. А на которых Дворян, и на приказных людей, и на детей Боярских, и на их людей, или на дворников, или на крестьян учнут в розбое языки говорити, и тех дворян, и приказных людей, и детей Боярских, и их людей, и дворников и крестьян по язычным молкам имати, а дворы их и животы и хлеб по тому же переписав печатати, а их с языки с очей на очи по тому же ставити, и их роспрашивать, и сыскивать дсякими сыски накрепко. Да будет доведется до пытки, и наперед пы­тати людей их, или дворников, или кресть­ян, Да будет люди их, или дворники или крестьяне учнут говорити в розбое на них на самих, и тех дворян, или приказных людей, и детей Боярских са­мих пытати, и указ чинити им по тому же, как и иным вором, кто до чего до­ведется.
48. А которые дворяне, и приказные люди и дети Боярские приведут людей своих, или крестьян или дворников своих, и ска­жут на их розбой, или татьбу, или подвод имянно, а языки на них в том не гово­рят, и тех людей по приводу роспраши­вать, и без обыску пытати и указ чинити, кто до чего доведется.
49. А на которых людей истцы бьют челом в татьбах и в розбоях имянно без поличного, и без язычной молки и не по лихованным обыском, и тех челобит­чиков отсылати в Судной приказ, где кто судим. А будет в Судном приказе сыщется, что те дели розбойные дошли до пыток, и тех истцов и ответчиков из Судного приказу отсылати в Розбойной приказ.
50. А которого человека приведут с поличным, а поличное у него вынут с приставом и с понятыми, а тот человек того поличного не очистит, и отводу ему не даст, и того приводного человека по поличному пытати и указ чинити, до чего доведется.