Алексей Михайлович (1649 год). Глава 21. О разбойных и о татиных делах. (Ст. 91-100)


91. А будет у кого в пожарное, или в иное в которое время что ни буди пропа­дет, и после того тех своих пропалых животов у кого что опознает, и поимается, и ему того искати на том, у кого поимается, судом, что татиного дела. А будет тот, у кого то поличное выпито, скажет, что он взял то поличное на пожаре, или из воды вынял, а не грабежем, и в приказе являл и записал, и сыщется про то допря­ма, что то поличное не грабежем взято, и тому, кто за то поличное поимается, велети у него то поличное выкупите, а выкупу дати против торговой цены в полы.
92. А которые люди в истцовых искех сидят в тюрьме, а из тюрьмы на них ист­цовы иски правят, а истцов у правежу нет, а сидят они в тюрьме лет пять и больши, и тех людей дать на статные поруки с записью в том , как их спро­сят, и поручиком их поставить, а ист­цовых исков на них без челобитчиков не править.
93. А на которых людей языки учнут говорить с первые и с другие пытки, а с третье пытки тех языков доведется казни­ти, и те языки, идучи к казни, учнут с тех людей, на ково они говорили, сгова­ривать, и тому их сговору не верить.
94. А тюрьмы на Москве строить из Раз­бойного приказу Государевой казной.
95. А в целовальниках и в сторожах у Московских тюрем быти Московских черных сотен и слобод тяглым людям из подмоги, а на подмогу деньги тем целовальником и сторожем имать с тех же сотен и с слобод по годом, и вы­боры на них имати у сотенных людей за их руками.
96. А в палачи на Москве прибирати из вольных людей, и быть им в палачах с поруками, а Государево им жалованье давать из Государевы казны, из Разбой­ного приказу.
97. А в городах тюрьмы строити и целовальников, и подьячих, и тюремных сто­рожей и палачей выбирать с посадов и с уездов с сох, с дворцовых сел, и с черных волостей, и со всяких сошных людей, и с Патриарших, и с Митрополичь­их, и с Архиепископских, и Епископских, и с монастырских, и со всяких с помест­ных и с вотчинных земель, а быти тем целовальником и сторожем с подмогой же, а подмогу тем целовальником и сторо­жем и в Губные избы на всякие росходы сбирати деньги с тех же с посадских и сошных людей, по их договору, а лиш­них денег не сбирати, и тем сошным людям убытков не чинити, а выборы на целовальников и на тюремных сторожей у выборных людей имати за руками вы­борных людей.
98. А за которым вотчинником или за по­мещиком будет в поместье, или в вотчине меньше дватцати крестьянинов, и из тех повестей и из вотчин к губным делам целовальников, и сторожей и подьячих не выбираии, а имати целовальников к губным делам с больших поместий и вот­чин.
99. А которые истцы в Разбойной при­каз приносят челобитные на разбойников, а в челобитных своих пишут, что у них разбойники на розбое с пытки в убийстве винятся, а после того спустя дол­гое время истцы приносят к делу на тех людей, которых разбойники побили, заем­ные кабалы, а писаны в тех кабалах в заимщиках те их побитые, люди без по­рутчиков, и рук заимщиковых у тех кабал нет, а у иных есть руки, в их место, иных людей, а год и число в тех кабалах писаны до убийства тех людей, года за два, и за три и больше, и по тем кабалам, за убитых должников, на оговорных людех долги не правити по тому, что они те кабалы приносят к делу, спу­стя многое время, и тем кабалам верить нечему.
100. А на которых людей языки учнут говорити в роспросе до пытки, а с первые и с другие и с третий пытки с них учнут сговаривать, и тому сговору, верить.