28. — Апреля 1. Именный, помеченный в Розряде. — О расчетах местничества, и о наказании за несправедливое притязание преимущества пред другими.


На именины Государыни, Царицы и Великие Княгини Марьи Ильичны, ел у Государя Святейший Иосиф, Патриарх Московский всея Руси,а стол был по столовой избе, а у стола были Бояре: Князь Яков Куденетович Черкаский, Василий Петровичь Шереметьев, Борис Петрович Шереметьев, да Окольничие: Василий Васильевич Бутурлин, Князь Иван Иванович Ромодановский и Окольничий Князь Иван Ромодановский бил челом Государю в отечестве, на Окольничаго Василья Бутурлина, что ему с ним быть невместно, и под ним не сел.
А Окольничий Василий Бутурлин бил челом Государю на Окольничаго Князь Ивана Ромодановского о безчестье.
И Государь велел Думному Посольскому Дьяку Михайлу Волошенинову, сказать Окольничему, Князь Ивану Ромодановскому, что он бьет челом на Окольничаго Василья Бутурлина не делом, а ему Князь Ивану ни чем недостало в отечестве до Василья Бутурлина, и не токмо ему Князь Ивану, с ним Васильем, и с его Васильевым сыном Иваном быть ему можно, и указал Государь Окольничаго Князь Ивана Ромодановского, за безчестье Окольничаго Васильева сына, Васильевича Бутурлина за Ивана послать в тюрьму.
И Окольничему Князь Ивану Ромодановскому, Государев указ сказан, и в тюрму послан с головой Стрелецким, с Дмитрием Ивановым сыном Зубовым, и сидел в тюрьме два дни (*).

---

(*) Спор сей о местничестве между Окольничими Васильем Бутурлйным и Князем Иваном Ромодановским возобновился 7 дня сего же месяца, как о том запись в Розрядной книге на Вербное Воскресенье, у Святейшего Иосифа Патриарха Московского и всея Руси был стол, а у стола были Бояре: Князь Яков Куденетович Черкаский, Василий Петровичь Шереметев, Борис Петровичь Шереметев, да Окольничие: Василий Васильевич Бутурлин, Князь Иван Иванович Ромодановский. И Окольничий Князь Иван Ромодановский бил челом Государю в отечестве на Окольничаго Василья Бутурлина, и за стол к Патриарху с верху не пошел. И Государь велел его посадить под Васильем Бутурлиным, Думному Дьяку Семену Заборовскому, и Князь Иван с скамьи упал, и его подняли, и велели посадить под Васильем Бутурлиным, и его держали на руках за столом. Тогож месяца Апреля в 8 день, велел Государь Думному, Розрядному Дьяку, Семену Заборовскому сказать Окольничему Князь Ивану Ромодановскому: в нынешнем во 158 году Апреля в 1 день, на именины Государыни, Царицы и Великие Княгини Марьи Ильичны, был у Государя стол, а у стола были Бояре: Князь Яков Куденетович Черкаский, Василий да Борис Петровичи Шереметевы, да Окольничий Василий Васильевич Бутурлин, да ты Князь Иван, и ты Князь Иван бил челом Государю на Окольничаго Василья Бутурлина, что тебе с ним быть невместно, и тебе Князь Ивану сказано: что можно тебе быть и с сыном с Васильевым с Иваном, и за безчестье Васильева сына Бутурлина Ивана, послан ты был в тюрму, а ныне указал Государь тебя, Князь Ивана, за безчестье Окольничаго Василья Васильевича Бутурлина,послать к Окольничему Василью Васильевичу Бутурлину на двор и выдать головой. И по Государеву указу, на Постельном крыльце Окольничему Князь Ивану Ромодановскому, Думный Дьяк, Семен Заборовской Государев указ и Боярский приговор сказал. И послан Окольничий Князь Иван Ромодановский к Окольничему Васильку Васильевичу Бутурлину на двор головой, с Иваном Степановым сыном Велковым.