Алексей Михайлович (1649 год). Глава 17. О вотчинах. (Ст. 21-30)

21. А у которых вотчинников и у по­мещиков по писцовым же книгам бортные их ухожьи на их на поместных, или на вотчинных землях, в их межах и гра­нях, и тем вотчинником и помещиком те свои бортные ухожьи, в своих межах и гранях, которые межи и грани написаны в писцовых книгах, по тому же вольно розчищать в пашню и в сенные покосы, и села и деревни ставить.
22. А у которых помещиков и вотчин­ников отхожие бортные их ухожьи в угодьях иных помещиков и вотчинников, а не на их поместьях и вотчинных зем­лях, и им теми своими отхожими бортные ми ухожьи владеть по тому, как о таких бортных ухожьях писано выше сего в судной статье.
23. А которые бортные ухожьи, или рыб­ные ловли и бобровые гоны, и вспуды, и перевесья, и мельницы, и перевозы, и сенные покосы, и всякие угодья на Государевых, землях, а не на поместных и не на вот­чинных землях, и которые бортные yxожьи и всякие угодья на отхожих землях, а владейт ими тех же помещиков и вот­чинников крестьяне и иные всякие люди на оброке, и тем оброчником и вперед с тех земель и со всяких угодей оброк пла­тить, а из окладу того оброку не выкла­дывать.
24. А которые дворцовые села и бортные деревни и черные волости по Государской милости розданы будут в поместья и в вотчины розным помещиком и вотчинни­ком вновь, а в угодьях во всяких, и в лесах в хоромных, и в дровяных те се­ла и деревни, против пашни, неизверстаны, а вперед те дворцовые села, и бортные де­ревни, и черные волости за теми помещики и вотчинники учнут писцы писати, и пис­цом те все угодья и леса дровяные и хоромные поделить, изверстав против паш­ни, по их дачам, опричь поместных и вотчинных старых земель. А которыми зе­млями по старым писцовым и по дозорным книгам владеет помещику и вотчинники в поместье, или в вотчине по старине, а не по даче из дворцовых сел, а угодья и лесами неизверстаны же, и тем людям всякому владеть своим угодьем по старым писцовым и дозорным книгам, и в леса для дров и для хоромного лесу велеть ез­дить всякому в свой лес постарше.
25. А что в прошлых годах, блажен­ные памяти, при Великом Государе Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Руси, были многие челобитчики о поместь­ях и о вотчинах на Стольников и на Стряп­чих, и на Дворян и детей Боярских, ко­торые Стольники и Стряпчие, и Дворяне и де­ти Боярские в смутное время были в Туши­не и по городом, которые городы были за вором, и у тех у Стольников, и у Стряп­чих, и у Дворян, и у детей Боярских по­местей их и вотчин не взято, и челобит­чиком в роздачу не роздано, а велено тем Стольником, и Стряпчим, и Дворяном и детем Боярским вотчинами и поместья­ми владети по прежнему, и вотчинные гра­моты на старые их родственные и куплен­ные вотчины даны за то, что они после Московского разорения, притед под Москву, соединил нея с Бояры и Воеводы, стояли против Литовских людей, и Московского Государства у Литовских людей доступали вместе, и Божией малостию, а своей многой службой Московского Государства у Литвы доступили, и очистили, и за теми Стольни­ки, и Стряпчими, и Дворяны, и детьми Бояр­скими, тем их вотчинам и поместьям, по тому же быть неподвижно, и владети им теми поместьи и вотчинами по прежним да­чам и по жаловальным грамотам, кото­рые им грамоты даваны после Московского разоренья. А будет у кого на такие вот­чины и поместья, старые грамоты утерялись, и тем бить челом о новых грамотах, а в Поместном приказе против того их челобитья сыскивать дачами и писцовыми книгами, те вотчины и поместья, на кото­рые учнут они бить челом Государю о новых грамотах, им даны ли, и грамоты у них на те вотчины и поместья были ли, да
будет по сыску те вотчины, иди поместья им даны, и грамоты у них на те вотчины и поместья были, да утерялися, ним на те вотчины и поместья, по сыску, давать новые грамоты, почему им теми вотчинами и по­местьи впредь владеть.
26, А которые Стольники, и Стряпчие, и Дво­ряне Московские, и городовые Дворяне, и дети Боярские были в Тушине, а вотчины их роз­даны в раздачу, блаженные памяти, при Государе Царе и Великом Князе Василии Ива­новиче всея Руси, а покамест им те их вотчины не отданы, и тем вотчинам быти по дачам, блаженные памяти, Государя и Царя Великого Князя Василия Ивановича всея Руси за теми людьми, кому те вотчи­ны отданы безповоротно.
27. А кто вотчину родовую, или выслуженую продаст, или заложит, и его де­тем и внучатом впредь до тое вотчины дела нет, и на выкуп им той вотчины не да­вать. А будет у того продавца будут братья, или племянники, а к купчей, или к закладной те его братья и племянники руки свои приложат, и им и их детем и вну­чатом до той вотчины впредь, по тому же, дела нет. А которых братей и племянни­ков у купчих и у закладных рук не будет, и тем братьям и племянником те вотчины выкупать по купчим и по заклад­ным, в чем которая вотчима продана, или заложена, а не по четвертям. А что сверх купчих и закладных у кого в вотчине прибыло дворов крестьянских, и в них людей, и росчистяые пашни и сенных по­косов из лесные поросли, и за то прибылое вотчинное строение вотчинником, кто уч­нет выкупать, платить тем людям, у кого они те вотчины учнут выкупать, по суду и по сыску, за крестьянской двор с лю­дьми пятьдесят рублев, за роспашиую землю, которая росчищена вновь из лес­ные поросли, по три рубли за десятину, за сенные покосы, которые росчищены вновь из лесные же поросли, по два руб­ли за десятину у а за церковное строение, и за Боярские и за людские дворы и за мель­ничное и за прудовое строение платить день­ги, смотря по строению и по оценке сторон­них людей.
28. А в которой вотчинной купчей, или в закладной написано будет, что за вот­чинное строение тем людям, кто учнет выкупать, платить деньги по сказке тех людей, у кого те вотчины учнут выкупать, и по тем купчим и по закладным за при­былое вотчинное строение тем людям, у кого те вотчины учнут выкупать, имати деньги у тех людей, которые у них те вотчины учнут выкупать по купчим и по закладным.
29. А будет у которого вотчинника уч­нет кто вотчину выкупать, а в той вот­чине будут сверх купчей прибылые дворы, а в тех дворех поселятся крестьянские дети, или братья, или племянники, которые в купчей написаны, а не новоприбылые лю­ди, а в купчей, или в закладной написаны они со отцы своими и с братьями, или с дядьями вместе, а не в розделе, и тех крестьян в прибыль не ставить, и денег за них у тех людей, кто их учнет вы­купать, не имати по тому, что они тое вотчи­ны старые крестьяне, а не вновь пришли.
30. А судити о вотчине за сорок лет, а которые вотчины будут в купле, или в закладе больши сорока лет, а вотчинники о таких вотчинах учнут после сорока лет бить челом на выкуп, и таких вот­чин после указных сорока лет на выкуп никому не давать.


ENG:


Alexis (1649). Chapter 17. On the estates. (Art. 21-30)
21. And that patrimonial and landlords to scribe the same books bortnye they leave on their local, or patrimonial lands and furrows in their faces, and the landlord and the owner in any of their bortnye leaving, and furrows in their faces, and faces that landmark written in scribal books by the same ease rozchischat in arable land and hay meadows, and villages and hamlets set.
22. And who the landlords and their patrimonial latrines bortnye go into the lands of other landowners and patrimonial, and not on their estates and manorial lands, and they by their own latrines bortnye'm mi own by the way of such leave bortnyh written above this article to a ship.
23. And that bortnye leave, or fishing and beaver gony and vspudy and advantage, and the mills, and transportation, and hay meadows, and all lands on the sovereign, lands, and not on the local and not on the manorial lands, and which bortnye yxozhi and all lands on toilets lands, and they have the same vladeyt landowners and farmers and other patrimonial all sorts of people on the rent, and the obrochnikom and forth to the lands and lands with any dues to pay, but from the salary of the rent does not spread.
24. And that palace of the village and the village bortnye and black township of Gosudarskoy mercy will be distributed to the estate and the estate owner in strife and the landlord again, and in the lands of any, and in the forests in the horomnyh and wood-burning the villages and countryside, against the arable land, neizverstany and forward those palaces of the village, and bortnye village, parish, and black for those landowners and votchinniki uchnut Scribes Writers, and the clerk all those lands and forests and wood horomnye share, izverstav against the arable land, according to their dachas, and local OPRICH old patrimonial lands. And that lands on the old scribe and patrol the books owned by the landlord and votchinniki the estate, or fief in the old days, instead of giving the palace of the villages and fields and forests neizverstany same, and those people everyone to own the land according to the old scribe and patrol books, and in the forests for firewood and wood for horomnogo enjoin everyone to go to his older forests.
25. And that in past years, of blessed memory, when the Great King and Emperor Grand Duke Mikhail Fedorovich of all Russia, there were many of the petitioner and the estates of the estates on the stolnik and solicitors, and the nobles and knights who Stolnik and solicitors, and the nobles and the knights in the time of troubles were in Tushino and the city, that city was a thief, and those with stolnik, and solicitors, and the nobles, and knights, and placed their estates are not taken, and the petitioners in rozdachu not distributed, as told by stolnik and lawyer, and the nobles and detem boyar estates and estates have still, and patrimonial of ratification of the old family estates are bought and for what they are after the devastation of Moscow, near Moscow prited, joined Ney with the boyars and Governors stood against the Lithuanian people, and at the Moscow State dostupali Lithuanian people together, and God is small, and its many services of the Moscow State from Lithuania accessed and cleaned, and for those Stolnik and lawyer, and nobles, boyars and children, so their estates and estates, the same to be fixed, and own estates and those fiefdoms of old summer cottages and zhalovalnym charters, which are given after their ratification of the Moscow ruin. And who will be on such estates and manor houses, old letters are lost, and the brow beating about the new charters, and in the Local Order against their petition syskivat villas and scribe of books, those estates and manor houses, which they beat uchnut petition the Sovereign of the new charters, they are there, and letters from them on those estates and manor houses were there, but
they will inquest estate, go to the estate they are given, and letters from them on those estates and manor houses have been, but lost him on those estates and manor houses by inquest, to give the new diplomas, why are they those fiefdoms and estates continue to hold.
26, A which Stolnik and solicitors, and the Moscow nobility, and the provincial gentry and knights were in Tushino and the patrimony of their distributed in the distribution of blessed memory when the Emperor and King of the Grand Prince Vasily Ivanovich of All Russia, and meanwhile they are not given their ancestral lands and estates to be alone for dachas, the blessed memory of the Emperor and King of Grand Prince Vasily Ivanovich of All Russia, the people who are given bezpovorotno estate.
27. Who ancestral estate, or vysluzhenuyu sell, or lay, and his detem and grandchildren continue to Toe estate business there, and to redeem them of the estate does not give. A seller would have to be brothers, or nephews, and by deed, mortgage, or to those of his brothers and nephews will put their hands, and they and their detem and grandchildren to the estates of the future, according to the same, do not care. And brothers and nephews who have bills of sale and mortgage of hands would not be, and the brothers and a nephew of those estates to buy bills of sale and mortgage, which is what the stepfather sold, or incorporated, not quarters. And further, bills of sale and mortgages who have arrived in the birthplace of peasant households and people in them, and roschistyaye hay meadows and arable lands of the forest are covered, and for the profits of the patrimonial structure of the owner in who uchnet to redeem, to pay those people for whom they are the patrimony of uchnut buy, according to the court and the inquest, a farmhouse with people fifty rubles for rospashiuyu land that roschischena re-shoots of the forest, three rubles per acre for hay meadows, which roschischeny again from the same forest are covered by two rubles per and for the tithes from the church building, and for the Boyar and in human households and for the mill pond and a building to pay the money, depending on the structure and assessment of third-party people.
28. A deed in which the patrimonial, or the mortgage is written that in the patrimonial structure of those people who buy uchnet, to pay money on the story of the people who buy those estates uchnut, and for the wives and mortgages for a profit patrimonial structure of those people who are the patrimony uchnut buy, Imathia money from people who have them are the patrimony uchnut to buy bills of sale and mortgage.
29. And who will uchnet manor estate who buy, as in the above deed to be the birthplace of dewclaws yards, and in those dvoreh settle peasant children, or brothers, or nephews, who are written in the bill, not novopribylye people, but in deed, or mortgage they are written with their fathers and brothers, or uncles together, rather than rozdele and those in the profits of farmers not to, and money for them from the people who buy their uchnet not Imathia by the fact that they Toe estate older farmers, and not come back.
30. But to judge of the patrimony of forty years, and who will be buying estate, mortgage, or more than forty years, and the estates of such votchinniki uchnut after forty years of beating my forehead on the redemption, and such estates ukaznyh after forty years, to buy none to give.