70. — Октябрь. — О возведении Ногайских Мурз в Княжеское достоинство, с приложением образца шертной записи и жалованной грамоты.

I. Обряд возведения в Княжеское достоинство.

В прошлых годех, при Великом Государе, Царе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руси был на Княженьи в Нагаех Смаил Князь, а после Смаила Князя, при Царе и Великом Князе Феодоре Ивановиче всея Руси, был на Нагайском Княженьи Урмаметь Князь, а после Ураметя Князя при Царе Борисе Феодоровиче, на Нагайском Княженьи был Иштерек Князь, а после Иштерека Князя, при Великом Государе, Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Руси, был на Нагайском Княженьи Канай Князь.
А каким обычаем Нагайского Мурзу в Нагайской орде Князем учинить, и о том, по Государеву указу, послать в Астрахань к Боярину и Воеводам Государева грамота, а велети им из Астрахани послать к мурзам в улусы сына Боярского добра, да толмача, и сказати им: присылали они к Царскому Величеству послов своих бити челом, чтоб учинити у них на Нагайской орде Князем из мурз, кого Государь пожалует, и ныне к ним о Княженьи прислан Царского Величества указ, и они б мурзы ко Государеву жалованью и к повеленью ехали в Астрахань с свиты, и совсеми своими братьями, и с племянники, и с лучшими улусными людьми, и с карачеи и милдеши, и Государское милостивое повеленье у Боярина и Воевод выслушали, а они Бояре и Воеводы по Царского Величества указу, учинят Князем по их закону. Да как мурзы в Астрахань приедут, и Боярину и Воеводам, для почести того Мурзу, которому быть да Княженьи, велети встретить Голове Стрелецкому с Сотники человекам десетьма, или больше, а с ними стрельцам человекам сту конным, или скольким человекам пригоже, за городом с версту или больше, и велеть их от себя о здоровьи спросить и проводить до подворья, а подворье велеть ему дать доброе, и корм почестный, на тот день к нему послать нарочитый, примерясь к прежнему, как было при Царе Борисе, в Астрахани садился на Княженье Иштерек Князь, при Боярине и Воеводе при Князе Иване Васильевиче Сицком с товарищи, и береженье в те поры во всем в Астрахани велено держать великое, и в городе, и в остроге было людно и стройно для всякого береженья, и приказати к мурзам, что по Царского Величества указу, они Бояре и Воеводы, на Княженье учинят по прежнему обычаю, и они б Мурзы по своему закону изготовился. А на завтрее того, велеть им быти у себя в городе в съезжей избе, а с ними свитам и мурзам и улусным лучшим людям, человекам двумстам, или скольким пригоже, смотря по тамошнему делу, и примерясь к прежнему. Да как они в городе у съезжия избы будут, и Боярину и Воеводам велеть при себе быть в съезжей избе и в сенех Головам Стрелецким, и Дворянам, и детям Боярским, и Сотникам стрелецким в чистом платье, а стрельцам, и посадским, и всяким жилецким людям велеть ходить по площади и по улицам, чтоб было людно. А как мурзы в съезжую избу придут, и Боярину и Воеводам почтить, и против их встать, и велеть им сесть и говорить им: присылали они к Великому Государю, к Его Царскому Величеству, бити челом послов своих с грамотами, а в грамотах своих к Царскому Величеству писали, и послы их били челом, чтоб Царскому Величеству пожаловати их, учинити у них на Нагайской орде Князя, кого Государь пожалует, и ныне Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси, пожаловал челобитья их выслушал милостиво, и велел на Княженье, на Нагайской орде, учинити Князя имярек Мурзу, и от всех их недругов велел их оберегать, и прислана к ним, имярек Мурзе, Царского Величества жалованная грамота за красной печатью, и он бы, имярек, Мурза, видя к себе Царского Величества милость и жалованье, ему Великому Государю служил, и над недругами своими промышлял и под Царского Величества руку приводил, а Великий Государь, Его Царское Величество, смотря по его службе и по правде, учнет его держать в своем Царском жалованьи, и от недругов его, в защищеньи и в обороне. А сказав ему Государево жалованье, велети, имярек, Мурзу на Княженье посадите, по их закону, в Астрахани перед собой потомуж, как учивен на Нагайском Княженьи прежний Канай Князь, и велети Сеитам, и всем мурзам, имярек Мурзу поднята на епанче, или на полсти, мурзам и свитам, по их бусурманскому закону, перед собой на площади, примерясь к прежнему, а учиня, имярек, Мурзу на Княженьи, поздравляти им его в Государеве жалованья, и велети им быть к себе в съезжую избу. А как они придут, и Боярину и Воеводам велеть на их положить Государево жалованье, шубы и шапки, что к ним от Царского Величества прислано, и дать ему Государеву жалованную грамоту за красной печатью, и он бы, имярек, Мурза, к Великому Государю, к его Царскому Величеству, правду свой совершенно показал, для укрепленья дал бы в Царского Величества отчину в Астрахань, заклады из братьи, или из детей своих и племянников, от больших мурз, низ улусных людей лучших из родства по человеку, или и по два, чтоб Великому Государю, видя его правды, надежно бы его жаловать своим Царским жалованьем, и от недругов его ныне и вперед в обороне и защищеньи держат а вперед бы он, свои заклады переменял по чети года, или меньше, как похотят, а нужи тем его закладам и неволи в Астрахани ни которые не будет, и корм им давать учнут. А дав ему Государево жалованье, звать его к себе ести Боярину и Воеводе и Сеитов и всех мурз и улусных лучших людей, а в столе в большем месте сел бы он Боярин и Воевода, а подле его в лавке, Имярек, Князь, а подле его мурзы, а в скамье против их Дьяки, да Головы Стрелецкие, и Дворяне, и дети Боярские, и сотники стрелецкие, и подчивати мурз гораздо, а Татар велети поити довольно Государевым питьем, а другому Воеводе в то время смотреть в городе и в остроге, и беречь накрепко, чтоб от Татар которого дурна неучинилося. А назавтрее того, звать, имярек, Князя, и всех мурз, и Сеитов, и улусных людей другому Воеводе, и подчивать их потомуж, как было сперва у Боярина, и напоити Татар довольно, Государевым питьем. А назавтрее того, привести имярек Князя, и всех мурз, и Сеитов, и улусных людей к шерти по записи, какого под сей памятью, и заклады у них поймать лучшие, братью их, и детей, и племянников от больших мурз, а из улусных людей, от родства по человеку, или по два, смотря по делу и по людям, Чтоб вперед Нагаи были в Государеве жалованья неотступны и крепки. Да и мурзам, и Свитам, и лучшим людям, скольким человекам пригоже, дать Государева жалованья, Алтыульскому большему Мурзе, и иным лучшим, шубы и однорядки, и шапки, примерясь к прежнему, чтоб их вперед, тем Государевым жалованьем обнадежить, и отпустить их в улусы, укрепя их во всем по сему Государеву указу, а юртовских бы их мурз и Татар, с ними в поле не отпускати, а велети им кочевать у Астрахани по прежнему, и голове у них велети быть из дворян, кому пригоже. А которые мурзы и улусные люди останутся в закладе в Астрахани: и к тем велеть береженье держать великое, и кормы им велеть давать, примерясь к прежнему. А будет которым мурзам, или улусным людям доведется корму прибавить: и им прибавить, смотря по людям, поговоря со, имярек, Князем, и о всем к ним и улусным людям держать привет, и ласку, и береженье, и к себе их призывать. А кому быть мочно в Нурадынах, и в Кейкуватех, и в Тайбугах: и о том разведав подлинно, отписати к Государю к Москве, кому в том чине из Нагайских мурз, быти доведется, чтоб кто был в Государевом жалованьи крепок и верен, и кого Нагаи любят больше. А что, имярек, Мурза, о Нашем к себе жалованье будучи у вас в Астрахани, в съезжей избе и за столом сидя поговорит, и как у них, Боярина и Воевод учнет Государево дело делаться: и о том о всем отписать к Государю подлинно, тотчас.

II. Образец шертной записи.

Даю шерть Великому Государю, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу, всея Руси Самодержцу, и многих Государств Государю и обладателю, по своей вере, по мусульманскому закону, яз имярек, и за свой братью, и за детей, и за племянников, и за всех улусных людей на том, что быти нам, под Великого Государя нашего, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Руси Самодержца, под его Царской высокой рукой, в их Царском повелеть, и в прямом холопстве, и до своей смерти неотступным, нему Государю и его Государским детям, которых ему Государю, впредь Бог даст, служити и прямити, и добра им Государям, и их землям хотети во всем, безо всякие хитрости, по сей шерти. А лиха нам Великому Государю своему, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу, всея Руси Самодержцу, и Его Государским детям, которых ему Государю впредь Бог даст, и их землям не хотети и не мыслити ни которыми делы, ни которой хитростью, у Царства Астраханского всем вместе быти в соединены, и на Государевых непослушников, и на своих недругов, стояти вместе за один, и ни к которым Государевым недругам и к изменникам неприставати. А будет меж себя в ком почаем розни, яз, имярек, Князь, в которых Мурзах ни буду: и мне о том писати ко Государю, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу всея Руси, и Его Царского Величества в вотчину, в Царство Астраханское, к Его Государевым Боярам и Воеводам, и ждати о том Царского повеленья, а самим Боярам и Воеводам про то сказывати, а без Государева повеленья и ведома, меж себя не воеватися, и недружбы ни которые не всчитати. А будет которые мурзы, под Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Руси Самодержца, Его Царской высокой рукой быти не похотят, имярек, с братьей, и с детьми, и с племянники, к тем изменникам не приставати, и с ними ни о чем не советовать, и по Царского Величества указу, на тех изменников стояти, и их воевати. А в ком какую измену сведаем: и нам того не утаити, сказывати про то, Царского Величества Астраханским Боярам и Воеводам, или письмом извещати, и самим в Астрахань приезжати, и с Государевыми Воеводами о Государевых делах советовать или приказывай к ним о всяких делах своими верными людьми, и не утаити нам того ни которыми мерами по сей шерти и утвержденью, также и нам, мне, имярек, и всем мурзам, и нашим братьям, и детям, и племянникам, и внучатам, к Турецкому Султану, и к Крымскому Царю, и к Кизилбашскому Шаху, и к Бухарскому Царю, и в Ташкень, и в Юргенчь и в Козачью Орду, и к Шевкалю, и к Черкесам, и в Козыев улус, и в Азов, и ко всем Государевым, Царевым и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Руси Самодержца, недругам и непослушникам не приставати и не ссылаться с ними ни о каком умышлении. А будет к нам Турский Царь, или Кизилбашский Шах, или Крымский, или Бухарский, или из Ташкени, или из Юргенчи, или из Казацкие Орды, или Шевкал и Черкесы, или Козыева улуса мурзы и беглые воры, или Азовцы учнут присылати послов своих с грамотами, и учнут нас от Царские милости отводите или учнут наводите на какое лихо: и нам тех послов и грамоты отсылать ко Государю, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу, всея Руси Самодержцу, в его Царского Величества отчину, Астрахань, или в иные городы ко Государевым Воеводам, в которые городы ближе, и на Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Руси Самодержца, Украины и к городам самим нам, и нашим детям, и братьям, и племянникам, и нашим внучатам, и улусным нашим людям не ходити и не посылати, и Терских, и Крымских, и Азовских и Козыева улуса, и Бухарских, и Ташкенских, и Казацкие Орды людей, и Шевкала, и Черкес на Государевы, Царевы и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, Украйны войной не пропускать, и самим с ними не ходити. А которые мурзы и улусные люди с Турскими, и Крымскими, и с Бухарскими, и с Ташкенскими, и с Юргенскими, и Козацкие Орды с воинскими и с Азовскими людьми пойдут войной на Государевы, Царевы и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, Украины: и нам тех мурз, и улусных людей, которые с нами кочуют, сыскивати, и унимати, и ворочать а которое люди не послушают, и пойдут войной на Государевы, Царевы и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, Украины, и нам тех людей имати и побивати, и на Турских, и на Крымских, и на Бухарских, и на Ташкенских, и на Юргенских людей, и на Шевкала, и на Черкес, и на Козыев улус, и на всех Государевых, Царевых и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Руси Самодержца, недругов и послушников, которые пойдут войной на Государевы, Царевы и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси Украйны, приходите и их побивати, и в полон имати, и промышляти над ними всякими деды, безхитростно, по сей шерти и утвержденью. А которые мурзы и улусные люди пойдут украдом, без нашего ведома, с Турскими, и с Крымскими, и с Бухарскими людьми, и с Шевкалом, и с Черкесы, или иных которых земель с воинскими людьми, или одни пойдут войной, Царского Величества на Украйны, или к городам, и приведут с собой из Государевы, Царевы и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси земли, полон: и нам тот полон сыскивать, и отдавать в Государевы, Царевы и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси городы, в Царство Астраханское и в иные городы, которые ближе, и Царского Величества послам, а тех своих мурз и улусных людей, которые полон приводят, имати и отсылати в городы. А будет Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руси Самодержец, велит нам идти на недруга своего, на Литовского, или на Свейского Короля, и, имярек, на тех Государевых недругов войной идти самим, своими головами, где Царское Величество повелит, и людей своих всех улусов посылать, и в походах нам, Царского Величества над Бояры и Воеводами и над людьми, с которыми будем в походе, хитрости и лиха ни которого не учинити и не умыслити ни которыми делы, и на боех против Государевых, Царевых и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси недругов и послушников, стояти крепко, и битися до смерти, а Царского Величества Бояр, и Воевод, и ратных людей на боех не вытдати ни которыми делы, по сей шерти и утвержденью. А только яз, имярек, Князь, и все мурзы, братья мои, и дети, и племянники, и наши улусные люди все неучнем так делати, как в сей шертной записи писано, на чем мы шерть и утвержденье дали Государю, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу, всея Руси Самодержцу, и не похотим служити, и прямити, и шерть свой и утвержденье в чем порушим: и на нас буди Божий гнев, и огненный мечь, и будем мы прокляты в сем веце и в будущем.
Даю шерть Великому Государю Царю, и Великому Князю Алексей Михайловичу, всея Руси Самодержцу, и многих Государств Государю и обладателю, и Его Царским детям, которых ему Государю вперед Бог даст, на том на всем, как в сей записи написано, потому мне правити и до своего живота, по сей шерти и утвержденью, а неучну яз так делати, как в сей шертной записи писано, и шерть свой и утвержденье порушу, и буди на мне Божий гнев, огненный мечь, и буду яз проклят в сем веце и в будущем.

III. Образец жалованной грамоты.

Божией милостию, Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руси Самодержец, Владимирский, Московский, Новогородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Государь Псковский и Великий Князь Тверский, Ижорский, Пермский, Вятский, Болгарский, и иных, Государь и Великий Князь Новагорода Низовские земли, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Лифляндский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всея Северные страны повелитель, и Государь Иверские земли, Карталинских и Грузинских Царей, и Кабардинские земли Черкесах и Горских Князей и иных многих Государств Государь и обладатель, пожаловали есмя Нагайского, имярек, Мурзу, за его к Нам правду и службу, Нашим жалованьем, учинили есмя его на Нагайской орде Князем, и от недругов его велели есмя оберегати Нашим Астраханским Боярину и Воеводам, Имярек, Князю быти на Нагайской орде Князем, под Нашего Царского Величества высокой рукой, и кочевати под Нашей отчиной под Астраханью, на Нагайской стороне, и Нам, Великому Государю, служити с братьей своей, и с детьми, и с племяники, и со всеми Нагайскими мурзами, и с улусными людьми, и на Нашу службу, на наших послушников, а на своих недругов, где ему Наше Царское повеленье будет, ходити со всеми людьми, и Нашего Царского Величества отчины с Астраханскими Нашими Бояры я Воеводы, быти в совете и в послушаньи. А будет ему, на Наших непослушников, и на своих недругов, надобно наши ратные люди, и о том ему приезжая, говорите в Астрахани с Бояры Нашими и Воеводы, и по Нашему Царскому повеленью, Воеводы Наши, ратных людей, в помочь и для обереганья от недругов его, давать ему учнут.