139. — Ноября 22. Именный. Окольничему Князю Ромодановскому. — О сборе хлебных припасов и денег, для продовольствия ратных людей.

Указали есмя тебе, для нашия службы, во всех Замосковных, и в Украйных, и в Понизовых городах, с наших дворцовых сел, и с волостей, и с Патриарших, и с Митрополичих, и с Архиепископских, и с Епископских, и с монастырских вотчин, и Бояр наших, и Окольничих, и Думных людей, и Стольников, и Стряпчих, и Дворян Московских, и Жильцов, и Дворян же и детей Боярских городовых, и со всяких служилых, и с Воевод, и с приказных людей, и с отставных Дворян, и детей Боярских, и со вдов, и с недорослей и всех городов с посадских людей, на нынешний на 163 год, на корм нашим ратным людем, хлебные всякие запасы собрать против прошлого 162 году, как сбирал в Большом Приходе Боярин Наш, Князь Михайло Петрович Пронский, да вновь велели собрать с наших дворцовых сел, и с волостей, и с Патриарших, и с Митрополичих, и с Архиепископских, и Епископлих, и с монастырских вотчин, и с Воевод, и с приказных людей, и с отставных Дворян, и детей Боярских, и со вдов, и с недорослей, с крестьянских и с бобыльских их дворов, и с посадских людей с двора по гривенке, а Бояр наших, и Окольничих, и Думных людей, и Стольников, и Стряпчих, и Дворян Московских, и Жильцов, и Дворян же, и детей Боярских городовых, и со всяких служилых людей, с поместий и с вотчин, с двора по полугривенке масла коровья.
А в товарищах у того дела по Нашему указу велено быть Якову Иванову сыну Загряжскому, и Наш указ о том к Якову послан, а Дьяку, и из тех, которые ныне на Москве кого с такое дело станет.
И как к вам сия Наша грамота придет, и выб Наш указ о хлебных запасех, и о масле, на Москве всяких чинов людем сказать велели, а в городы во все к Воеводам, и к приказным людем послали Наши грамоты, а велели с Москвы, и изо всех городов всяких чинов людем хлебные запасы, против прошлого 162 года, которые возили в Вязьму и во Брянск, и масло везти все в Смоленск Января с 6 числа нынешнего 163 года однолично, безо всякого переводу, а в место толокна, что в прошлом во 162 году имано толокном, велели всяким людем везти сухари в туж меру.
А которые люди из дальних городов с малых своих поместных и вотчинных дач хлебных запасов в Смоленск везти не похотят, а учнут бити челом, чтоб им с тех малых дачь платить деньгами: и вы б у тех велели, за хлебные запасы, имать деньгами с наших дворцовых сел и волостей, и с Патриарших, и с Митрополичих, и с Архиепископлих, и Епископлих, и с монастырских вотчин, и с Воевод, и с приказных людей, и с отставных Дворян, и детей Боярских, и со вдов, и с недорослей, с крестьянских и с бобыльских дворов, и с посадских людей по полуполтине с двора, а Бояр наших, и Окольничих, и Думных людей, и Стольников, и Стряпчих, и Дворян Московских, и Жильцов, и Дворян же, и детей Боярских городовых и всяких служилых людей, с поместей и с вотчин, с крестьянских же и с бобыльских дворов по четыре алтына с деньгой с двора.
А которые в хлебных запасах будут подрядчики, и по тех подрядчиках велеть имать поруки крепкие, добрых и знатных людей, комуб верить мочно было.
А тыб еси на Москве всяких чинов людем сказал, и в городах велел сказывать, чтоб они однолично хлебные запасы и масло, против нашего указу, в Смоленск везли все сполна.
А которые хлебных запасов и масла, против нашего указу, в Смоленск не поставят, и тем от нас быта в жестоком наказанье, и велим на них доправить запасы и масло под Смоленском, втрое. Одноличноб тебе того себе в оплошку не поставит, хлебные запасы и масло с того сроку велеть в Смоленск везть без мотчания, и Наш указ о том в городы посылать почасту.
А которые подрядчики, и всяких чинов люди в прошлом во 162 году хлебных запасов в Вязме и в Брянску не платили, и выб тех, за вину велели с хлебными запасы выслать в Смоленск за поруками.
А которого числа Наш указ о хлебных запасех и о масле на Москве всяким людем скажете, и Наши грамоты в городы о том пошлете: и выб о том к нам отписали.
А будет Дьяков на Москве нет к у того нашего дела с вами быть некому, и вы б, вместо Дьяка, велели у того дела с собой быть доброму подьячему.