133. — Июля 16. Жалованная грамота городу Киеву, в следствие просительного листа к Государю Царю Алексей Михайловичу от Запорожского Гетмана Богдана Хмельницкого. — О подтверждении оному городу прежних прав его и вольностей.

Божией милостию, Великому Государю Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу, всея Великие и Малые России Самодержцу, Богдан Хмельницкий, Гетман войска Запорожского, со всем войском Запорожским, до лица земли челом бьем.
Жители града Киева попремногу обрадовалися о сем, что места святые преподобных отец наших Печорских, и той самый их богохранимый город Киев, тяжкое иго работы Короля Польского с себе сложивши, под крепкую и высокую руку благочестиваго Государя, Твоего Царского Величества, поддалися и в премногую милость Государскую, Твоего Царского Величества, себя отдали, про что Богу милостивому велико благодарившая, и Тебе, Великому Государю нашему, Твоему Царскому Величеству, челом бьют, радующиеся вельми о сем, что Твое Царское Величество правами пожаловать рачил нас и мир Християнский, и ныне отпускают посланцев своих, граждан своих Киевских ко пресветлому лицу Твоего Царского Величества со молением, дабы их Твое Царское Величество пожаловать рачил милостиво, и права и привилии и вольности их древния, с веков им от благочестивых Княжат и панов Российских и от Королев Польских данные, утвердить и при всех тех судах и вольностях права Магдебургского оставить, как и сперва за Короля Польского мели.

О что и мы Богдан Хмельницкий, Гетман войска Запорожского и все Твоего Царского Величества войско Запорожское Тебя Великого Государя Нашего, Твое Царское Величество и за ними ходатайствуем и просим, рачь Твое Царское Величество в том всём их пожаловать милостивыми щедротами своими, чтобы ные городы и граждане и мир весь Християнский с того утешался и к Великому Государю Нашему, к Твоему Царскому Величеству прибегал, и подражал и верне служил, и приял и всякого добра хотел, при сем дабы многолетствовал и благополучно денствовал, и на всех неприятелей своих, как на львов, василисков и аспидов Твое Царское Величество наступовал и попирал их, Господа Бога молим.
С Чигирина 25 Апреля, року Божого 1654.

Божией милостию, Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великие и Малые России Самодержец, пожаловали есмя предков Наших Великих Князей Российских и Нашего Царского Величества отчины, Малые России подданных Наших, города Киева мещан, что в прошлых годех и в нынешнем во сто шестдесят втором году присылали к Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству Богдан Хмельницкий, Гетман войска Запорожского, и все войско Запорожское и вся Мала Русь бити челом, что Паны Рада и вся Речь Посполитая на православную Християнскую веру Греческого закона и на святые Божия восточные церкви возстали и гонение учинили большое, и от истинной православной Християнской веры учали их отлучати и неволити к своей Римской вере, и в иных местех в Коруне и Литве благочестивые церкви печатали, а в иных учинили Унию, и всякие над ними гонения и поругания и злости нехристиянские чинили, и помирясь с ними сперва под Зборовом, а после под Белой Церковью на правде своей не устояли, и церкви Божий, которые в договоре написаны были отдати из Унии, не отдали, а которые немногия и отданы были, и те оборочены опять под Унию.
И хотя православную Християнскую веру искоренити и святые Божий церкви до конца разорити, войска свои на них собрали, и многие городы и места, и в тех городах и местех святые Божий церкви осквернили, и обругали, и разорили, православных Християн духовного и мирского чина и многих невинно замучили, и всякое злое поруганье чинили, чего и над погаными бусурманы и над Жидами не делают, и они Гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское, не хотя благочестивые Християнские веры отбыть и святых Божиих церквей в разорении видеть, по неволе призвав к себе на помощь Крымского Хана с ордой, учали за православную Християнскую веру и за святые Божий церкви против их стоять, а Нам Великому Государю, Нашему Царскому Величеству били челом и милости просили, чтоб Мы, Великий Государь, Наше Царское
Величество, православные Христианские веры искоренить и святых Божиих церквей разорить гонителям и клятвопреступникам не дали, и велели б его Гетмана и все, войско Запорожское, и всю Малую Русь приняти под Нашу, Царского Величества, высокую руку с городами и с землями, чтоб им от того гонения у Турского Салтана и у Крымского Хана в подданстве не учиниться, а они Нам Великому Государю, Нашему Царскому Величеству служить и за Наше Государское здоровье против всякого неприятеля стояти будут во веки, и под Нашу Царского Величества высокую руку Богдан Хмельницкий, Гетман войска Запорожского и все войско Запорожское и вся Малая Русь в подданство не приняты, по нынешний сто шестьдесят второй год, для того, что в прошлом во сто четыредесять втором году, Отец Наш, блаженные памяти, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Феодорович, всея Руссии Самодержец и многих Государств Государь и Обладатель, со Владиславом Королем Польским и Великим Князем Литовским учинили вечное докончанье на том: быти им обоим Великим Государям меж себя, и Их Государским детям и внучатам, и впредь будучим Государям в братской дружбе и в любви и в соединении, а Отца Нашего, блаженные памяти, Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Руссии Самодержца, Его Царское Величество и Его Государских детей, и наследников Владиславу Королю, и Его Королевского Величества детям и наследникам, и впредь будучим Королям Польским и Великим Князьям Литовским, и Панам Раде, и всей Речи Посполитой, и всяких чинов людям во всяких письмах описывай и именовать по Его Государскому достоинству и по вечному докончанью, Великим Государем Царем и Великим Князем, всея Руссии Самодержцем, с полными Его Государскими титлы, как Он Великий Государь сам себя описует, по докончальной грамоте отныне и до века и впредь неподвижно безо всякого пременения, и то вечное докончание с обе стороны, сперва великие послы, а после того псами обои Великие Государи своими Государскими душами крестным целованием закрепила и грамотами и печатьми утвердили, что меж ими обоими Великими Государи тому вечному утвержденью быти на веки непременну.
И с стороны Владислава Короля Польского и Великого Князя Литовского, при нем Владиславе Короле вечное докончание нарушено, Отца Нашего, блаженные памяти, Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея Руссии Самодержца, и Нас Великого Государя в его Королевских во многих грамотах и порубежных городов Воевод, и Каштелянов, и Старост, и Капитанов, и державцев в Наши Царскаго Величества порубежные городы к Воеводам в листех их именованья и титлы писаны не по вечному докончанию, со многим премененьем, а иные злодеи во многих листех писали с великим безчестием и с укоризной, а Королевское именование писали Царским именованьем и многих Государств Государем и Обладателем, мимо вечное докончанье, и о тех Королевским многих неправдах посыланы от Нас Великих Государей в Польшу и в Литву ко Владиславу Королю Наши, Царского Величества великие послы и посланники многажды, и будучи у Короля на посольстве и с Паны Рады в ответех о Нашей Государской чести говорили и прописные листы казали и списки с них дали, и на тех люден казни и наказанья просили, и во сто четыредесят осьмом году писал ко Отцу
Нашему, блаженные памяти, к Великому Государю, Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу, всея Руссии Самодержцу, Владислав Король в грамотах своих: которые де люди, за его Королевским заказом, учнут его Государское именованье и титлу писать не по вечному утвержденью, и те будут казнены, а которые писали неостерегательно, и тех с Сейму
однолично велить казнить, а впредь того отнюдь не будет. А в ответном письме Панов Рад, каково дали во сто пятдесят  третьем году Нашим Царского Величества великим послам, Боярину и Наместнику Суздальскому Князю Алексей Михайловичу Львову Ярославскому с товарищи, написано, что Королевскому Величеству покамест права не ставало, потаместа
каранья чинить было не мочно, а ныне за те проступки после права постановленного, Король на Сейм позвати велел и казнь проступке их против права их подлинного учинена будет: и по тем Королевским грамотам и по ответным письмам и по договорам Панов Рад, при Владиславе Короле исправления никакого не бывало, и откладывали то дело с Сейму на Сейм
по многие ходы, и тем чинили проволоку, мимо истинные правды и вечного докончания.
А как после Владислава на Королевстве Польском и на Великом Княжестве Литовском учинился, брат его, нынешний Ян Казимир Король, и при нем не токмо что в прежних неправдах исправленье учинено, но учало быть и пуще прежнего: по Его Королевскому указу и по повелению Панов Рад, печатаны в разных горо дех книги на Польском и на Латинском
языках, и в тех книгах напечатано Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руссии Самодержца, и про Деда Нашего, блаженные памяти, про Великого Государя, Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руссии, паки же и про Нас, Великаго Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Руссии Самодержца, злые безчестья и укоризны и хулы, не токмо Нам Великим Государям Христианским помазанникам Божиим, и простому человеку слышати и терпети невозможно, также Наших Царского Величества про Бояр и про всяких чинов людей напечатаны в тех книгах многия безчестья и злые укоризны, чего ни в которых Государствах, не токмо за вечным докончаньем, и в развратье того не бывает.
И в прошлом сто пятдесят осьмом году, по Нашему Царского Величества указу, почыланы от Нас Великого Государя в Польшу и в Литву к Яну Казимиру Королю Наши Царского Величества великие и полномочные послы Боярин и Оружейничий и Наместник Нижнего Новагорода Григорий Гаврилович Пушкин с товарищи, о тех Королевских и Панов Рад многих неправдах говоритй за Нашу Государскую честь, по посольским договорам на виноватых просити казни смертные, и по Королевскому указу Паны Рада тем Нашим Царского Величества великим послам дали договор за руками своими и за печатьми, что тех всех, про Нашу Царского Величества честь, обвиненных людей, которые в росписи от них великих послов им Панам Раде поданы на Сейм позвать и на Сейме против конституции тысяча шестьсот тридцать седьмая года ссудя и по проступке и смертью, кто будет достоин, казнити, при Наших Царского Величества послах, или посланииках, которых Мы, Великий Государь, для обличения виноватых, с прописными листами пришлем.
А в конституции тысяча шестьсот тридцать седмом году напечатано, что на таких людей, которые учнут Наши Царского Величества титлы убавливать, или переменят, положено право Латинским языком пенам пердуеллионис, то есть на тех винных смертная неотпущательная казнь и отлучение имения, и после того во сто шестидесятом году, по Нашего Царского Величества указу и по присылке Яна Казимира Короля, посланы к нему Яну Казимиру Королю на Сейм с прописными листами Наши, Царского Величества, посланники, и будучи они у Короля и у Панов Рад в ответех, о Нашей Государеной чести говорили, и на виноватых по договору, и по конституции казни просили: и Ян Казимир Король и Паны Рада на том Сейме, при Наших Царского Величества посланниках, не токмо что по договору исправления учинили, но многих винных людей и к суду не поставили, и правды ни в чем не показали, и тех Наших Царского Величества посланников отпустили без дела.
А после того присылал к Нам Великому Государю, к Нашему Царскому Величеству Ян Казимир Король посланников своих, а с ними присылал с Сейму на тех подданных своих за Нашу Государскую честь обвиненных людей с декретом, а в том декрете, к прямому исправлению ничего не написано, и многие винные люди от вин своих, мимо всякие правды, учинены свободными, а на которых на худых людей от четырех сот винных только на двадцать человек и вина положена, и про тех в том же декрете таково беззазорно написано, где они живы ли, или померли, про то им и самим неведомо.
Да Мы, же, Великий Государь, Наше Царское Величество, исполняя вечное докончание, и ожидая с его Королевской стороны исправления, в прошлом во сто шестьдесят первом году посылали к нему Яну Казимиру Королю Наших Царского Величества великих и полномочных послов, Боярина и Наместника Великопермского Князя Бориса Александровича Репнина-Оболенского с товарищи, чтоб Ян Казимир Король, памятуя вечное докончание и посольские договоры и Сеймовые свои уложенья, конституцию велел в тех вышеименованных делех исправление учинить: и Ян Казимир Король в том деле правды никакие не показал, а Паны Рада в ответех Нашим Царского Величества великим послам говорили и называли то дело, что они говорили о Нашей Государской чести, малым делом и смеялись, и тем они Отца Нашего, блаженные памяти Великого Государя, Его Царское Величество, и Нас, Великого Государя, Наше Царское Величество, обезчестили, и тех Наших Царского Величества великих и полномочных послов отпустили без дела.
И по тем по многим Королевского Величества и Панов Рад неправдам учинено вечному докончанью нарушенье с его Королевские стороны, а с Нашея Царского Величества стороны вечное докончанье во всяких мерах сдержано крепко и нерушимо.
А Гетман войска Запороямского Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское и вся Малая Русь присылали к Нам, Великому Государю бити челом многажды, чтоб Нам, Великому Государю, православные Християнские веры искоренить и святых Божиих церквей разорить гонителям их и клятвопреступникам не дати,у и над ними умилосердитися, велети их приняти под Нашу Царского Величества высокую руку, а будет Мы, Великий Государь, не пожалуем их и под Нашу Государскую высокую руку приняти не изволим, и Нам бы Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, для православные Християнские веры и святых Божиих церквей в них вступитися, велети их помирите через Наших Царского Величества великих послов, чтоб им тот мир был надежен.
И по Нашему Царского Величества указу, и по челобитью Гетмана Богдана Хмельницкого и всего войска Запорожского, Наши Царского Величества великие послы, Боярин и Наместник Великопермский Князь Борис Александрович Репнин-Оболенский с товарищи о том мире и посредстве Королю и Паном Раде говорили, чтоб Король и Паны Рада то междоусобье успокоили, и с войском Запорожским и со всей Малой Русью помирились, и православную Християнскую веру Греческого закона не гонили, и церквей Божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору, и которые церкви оборочены под Унию, и те церкви отдали им назад.
И будет Король и Паны Рада то учинят, что с войском Запорожским и со всей Малой Русью помирятся, и в вере им вперед неволи чинить не учнут, и церкви Божий отдадут им по прежнему: и Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, для православные Християнские веры и святых Божиих церквей Королевскому Величеству такую поступку учиним, тем людям, которые в Нашем Государством именовании в прописке объявились и достойны были смертные казни, и те их (вины) велим им отдати, да Наши ж Царскаго Величества великие послы говорили: как Ян Казимир Король обран на Королевство, и на коронованье духовного и мирского чина людям присягал на том, что ему меж разнствующими в вере Християнской
людьми остерегати и защищати, и никакими мерами для веры самому не тесните и никого на то не попущати, а будет он то в присяге своей не сдержит, и он подданных своих от всякие верности и послушания чинить свободными, и разрешенья той клятве своей ни у кого просите не будет и не примет, и в коронованье его то напечатано подлинно: и он Ян Казимир Король не токмо что православную Християнскую веру оберегал и защищал, но и гонение злое учинил, чего ни на которую еретическую веру не чинят, и потому по всему он клятву свой, на чем присягал, преступил, а подданных своих их православных Християн тем от подданства учинил свободными, и он Ян Казимир Король и Паны Рада то все поставили ни во что, и в мире и в посредстве Нашим Царского Величества великим и полномочным послам отказали, и хотя православную Християнскую веру искорените и церкви Божий раззорити, пошли на них войной при Наших Царского Величества великих послах.
А как у Короля и у Панов Рад в прошлом во 161 году Сейм был в Бресте Литовском, и у них на Сейме приговорено, что им православных Християн Греческого закона, которые живут в Коруне Польской и в Великом Княжестве Литовском, побить и церкви Божий разорить, чтоб вера Греческого закона искоренилась.
И Мы, Великий Государь, Наше,Царское Величество, видя с Королевские стороны многия неправды и вечному докончанию нарушенье, и на православную Христианскую веру, и на святые Божий церкви гонение, под Нашу Царского Величества высокую руку Гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское и всю Малую Русь принять велели, и с городами и с землями в вечное подданство и Гетман Богдан Хмельницкий к все войско Запорожское и вся Малая Русь веру Нам Великому Государю и Нашим Государским детям и наследникам учинили, что им быть под Нашей Царского Величества высокой рукой с городами и с землями в вечном подданстве.
И Мая в двадцать пятый день приезжали к нам Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, бити челом Нашего Царского Величества отчины города Киева подданные Наши Войт Богдан Самковский, да Бурмистр, да Райца с товарищи, чтоб нам Великому Государю их подданных наших пожаловать, права их и привилегии, которые им даны от Королей Польских, подтвердить и Нашими Государскими грамотами укрепить: и Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, подданных Наших города Киева мещан пожаловали, велели им быть под Нашей Царского Величества высокой рукой по прежним правам и привилиям, каковы даны им от Королей Польских, и тех прав и привилегий ни в чем нарушивати не велели.
А что в челобитья их и в Королевских привилегиях написано, что Киевляне купецкие люди, от пошлин, как ездят торговать сухим и водяным путем, увольнены и Мы, Великий Государь, их пожаловали, поволили им в Наших Царского Величества Черкаских городах торговати безпошлинно ж.
А что в их же челобитье и в Королевских привилиях написано, что склад всяких купецких и приезжих товаров дан к Киеву, и Мы, Великий Государь, их пожаловали, склад товаром велели быть к Киеву ж, против прежнего, а пошлину с товаров с приезжих гостей, а не с мещан Киевских, указали Мы, Великий Государь, имати на Нас Великого Государя.
А что по Королевским же привилегиям, с питья, спива, и с меду, и с вина, и с горилки с полков съестных товаров, и с лавок, и с торга со всего, и с воскобойны, и пивоварни, с перевоза, что на Днепре, и с двора гостиного с весу, с тех со всех доходов Киевские мещане давали повсе годы Воеводе Киевскому по три тысячи злотых Польских, и Мы, Великий Государь за те доходы, за которые наперед сего давали Воеводе по три тысячи злотых, указали Киевским мещанам давати в Нашу Царскаго Величества казну, ежегодно безпереводно, а тем вышеименованным доходам по прежнему быть на город Киев на Ратушу.
Да по Королевским привилиям, Киевские ж мещане от службы ратные увольненье да они ж от вины, тако же и от заповеди, что Воеводы Киевские на городе имывали, за то, чтоб летом огня в домах в ночи не держали, увольненье ж, и в обоз им Киевским мещанам не ходить, а в городе себя оберегать, а с огнем сидети в вечеру и в ночь с береженьем, а что в Королевским же привилиях написано кто Киевлян заочно кого оболжет, и тот оболганный сам оправдается и наказанию, или свободе оправдание сам собой учинит у Мы, Великий Государь, про таких винных указали сыскивать, по томуж, Войту и бурмистрам, и сыскав подлинно, тех винных людей и об них сыски отсылать к Нашим Царского Величества Боярам и Воеводам, которые, по Нашему Царского Величества указу, в Киеве будут, и Нашия Царского Величества от чины города Киева подданным под Нашей Царского Величества высокой рукой быти, по сей Нашей Царского Величества жалованной грамоте, и по своим прежним правам и привилиям свободно безо всякие неволи, во всем по тому, как в сей Нашей Госу дареной жалованной грамоте написано, и Нам, Великому Государю, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу, всея Великие и Малые Руссии Самодержцу, и сыну Нашему, благоверному Царевичу и Великому Князю Алексей Алексеевичу, и Нашим Государским Наследникам служити, и всякого добра хотети и быти во всей Нашего Царского Величества воле и в послушаньи, а на Нашу Государскую милость во всем надежным безо всякого сомнения, а Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество учнем их держать в Нашем Царского Величества милостивом жалованьи и в призреньи. А что положили они Войт Богдан Самковский с товарищи два привилия, один Яна Казимира Короля о правах их и о всяких вольностях на прежний привилий брата его Владислава Четвертого, Короля Польского и Великого Князя Литовского, в котором помянуты на права и их вольности привилии прежних Королей Польских, да привилии Владислава Короля, что в воинское время Киевским мещанам в обоз не ходить, а в городе и в уезде себя оберегать, оба те привилия за Королевскими руками и за печатьми.
И Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество с тех Королевских привилиев велели дати им списки за Дьячьей приписыо, а те подлинные привилии велели оставили в Нашей Царского Величества казне.
Дана сия Наша Государская грамота в Нашем царствующем граде Москве, лета от создания мира, семь тысяч сто шестьдесят второго, месяца Июля шестаго надесять дня.