236. — Сентября 23. Грамота Полтавского полка Полковнику, Старшинам, Войску и всем Малороссийским жителям. — о неятии веры возмутительным разглашениям, изменившего России, Запорожского Гетмана Ивана Виговскаго, и о сохранении по прежнему ненарушимой к Царскому Престолу верности, с дозволением избрать им нового Гетмана.

Божией милостию, от Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великие и Малые и Белые России Самодержца, и многих Государств и земель восточных и западных и северных отчича и дедича и наследника, и Государя и Обладателя Нашего Царского Величества войска Запорожского, Полтавского полка полковнику и сотникам, и ясаулам и Всяким начальным людям и казакам, также Войтам, Бурмистрам, райцам, лавникам, и всему посольству и всей черни, Наше, Царского Величества, милостивое слово.

В прошлых годах присылали к Нам Великому Государю (Царю) и Великому Князю Алексей Михайловичу, всея Великие и Малые и Белые России Самодержцу, к Нашему Царскому Величеству Гетман Богдан Хмельницкой и вы, все войско Запорожское, бити челом многажды, что Польской Ян Казимир Король и Паны Рада и вся Речь Посполитая, на православную Христианскую веру Греческого закона, и на святые Божия восточные церкви востали, и гонение учинили большое, и истинной православной Християнской веры, в которой вы издавна жили и ныне живете, учали вас отлучать и неволить к своей Польской вере, и всякое над вами поругание и злости нехристиянские чинити, а после того и помирясь с вами под Зборовом и под Белой церковью, на правде своей не устояли, войска свои на вас собрали, и многие городы и места, и в тех городах и местех святые Божия церкви осквернили и обругали и разорили, и православных Християн духовного и мирскаго чина многих невинно замучили.
И вы, не хотя благочестивые Християнские веры отбыть и святых Божиих церквей в разорении видеть, просили милости у Нас, Великого Государя, чтоб Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, православные Християнские веры искоренить, и святых Божиих церквей разорить гонителям вашим и Нашим, не допустили, не дали, и над вами умилосердились, велели вас, все войско Запорожское, приять Нашего Царского Величества под высокую руку с городами и с землями, и вы, все войско Запорожское, Нам Великому Государю, Нашему Царскому Величеству учнете служите, и за Наше Государское здоровье, против всякого Нашего неприятеля, стояти во веки неотступно, а буде Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество под Нашу Государеную высокую руку принята вас не изволим, и Нам бы Великому Государю, Нашему Царскому Величеству пожаловать, для православные Християнские веры, за вас вступится, и велети б с Польским Королем и с Паны Рады помирите через Наших Государских великих послов.
И Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, по вашему челобитью, посылали Наших Царского Величества великих и полномочных послов к Польскому Яну Казимиру Королю, Боярина и Наместника Великопермского Князя Бориса Александровича Репнина с товарищи, а велели Королю и Панам Раде о том мире и посредстве говорити накрепко, и Нашего Царского Величества послы Королю и во ответех Панам Раде учинили, чтоб Король и Паны Рада православные Християнские веры Греческого закона негоняли, и церквей Божих не отнимали, и неволи вам, войску Запорожскому, не чинили, а учинили б с вами мир по Зборовскому договору.
И Польской Ян Казимир Король и Паны Рады, Нашего Царского Величества послам отказали, а говорили: помирятся де они с вами, войском Запорожским, в то время, как вы, войско Запорожское, сабли на свои шеи положите.
И в прошлом во 162 году, Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, видя на православную Християнскую веру и на святые Божия церкви великое гонение, и не хотя того слышати, что церквам Божиим в запустении и в поругании от Латин, и вам единоверным, православным Християнам, в конечном разорении быти, Гетмана Богдана Хмельницкого и вас, все войско Запорожское, под Нашу Царского Величества высокую руку, по вашему челобитью, с городами и с землями принять изволили, и Нашими Царскаго Величества ратными людьми на неприятелей ваших, помощь чинит велели.
И Гетман Богдан Хмельницкой и вы, полковники, и всякие начальные люди, и казаки, и мещане, и вся чернь войска Запорожского, которые были на раде в Переяславле, видя о благочестии Наше Царского Величества тщание и о вас православных Християнех велие попечение, Нам Великому Государю, Нашему Царскому Величеству в соборной Апостольской церкви пред святым Евангелием, по святой непорочной Евангельской заповеди Христове, веру учинили, при ближним Нашем Боярине и Наместнике Тверском, при Василье Васильевиче Бутурлине с товарищи, а которые начальные люди, и казаки, и мещане и чернь войска Запорожского на Раде с Гетманом в Переяславле не были, и те все потому же веру учинили, во всех городах и местех, по полкам всего войска Запорожскаго, во святых Божиих церквах пред святым Евангелием, при Стольниках Наших и дворянех, на том, что служити вам, всему войску Запорожскому, и мещанам, и всей черни, Нам Великому Государю, и сыну Нашего Царского Величества, благоверному Царевичу и Великому Князю Алексей Алексеевичу всея Великие и Малые и Белые России, и Нашим Государским наследникам, и ко иным Государям к Польскому и к Немецким Королям, и к Турскому Султану и Крымскому Хану, и к иным ни к которым Царям и Королям не приставать, и опричь Нас, Великого Государя, и сына Нашего Царского Величества, благоверного Царевича и Великого Князя Алексея Алексеевича всея Великие и Малые и Белые России, и Наших Государских наследников, на Московское и на Владимирское Государство, и на все великие Государства Российского Царствия, и на Великое Княжество Киевское и Черниговское, и на всю Малую и Белую Русь, иного Государя никого не хотети и не мыслити, и быти всему войску Запорожскому под Нашей Царского Величества высокой рукой на веки неотступно.
И как Гетман Богдан Хмельницкий и вы, все войско Запорожское, у Нас, Великого Государя, у Нашего Царского Величества, в подданстве учинилися, и Ян Казимир Король и Паны Рада и вся Речь Посполитая, учали на православную Християнскую веру и на вас православных Християн умышлять всякое зло пуще прежнего: и Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, за избаву православные Християнские веры и за вас православных Християн, изволили идти на Польского Яна Казимира Короля, и ходили со многими ратьми своей Государской особой, а к вам, Нашего Царского Величества в войско Запорожское, на оборону против неприятелей, посылали Наших Царского Величества Бояр и Воевод со многими ратьми, и Гетман Богдан Хмельницкой, Нам Великому Государю служил до смерти своей верно по своему обещанию, да и вы, Нашего Царского Величества войско Запорожское, Нам Великому Государю Нашему Царскому Величеству и до ныние служили верно без всякие шатости.
А как в прошлом во 165 году Гетмана Богдана Хмельницкого не стало, и вы, Нашего Царского Величества войска Запорожского обозной и судьи войсковые, полковники и сотники и ясаулы и старшина войска Запорожского, прислали к Нам Великому Государю, к Нашему Царскому Величеству бити челом Корсунского полка ясаула Юрья Миневского с товарищи, что вы, по смерти Гетмана Богдана Хмельницкого, промеж себя советом и единогласием всего Нашего Царского Величества войска Запорожского, обрали на Гетманство Запорожское Ивана Виговского, и чтоб Нам Великому Государю, Нашему Царскому Величеству пожаловать того новообранного Гетмана Ивана Виговского, велеть ему дать Нашего Царского Величества жалованную грамоту и булаву, а вам бы, всему войску Запорожскому и с невозбранным вашим Гетманом, Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, и сыну Нашего Царского Величества, благоверному Царевичу и Великому Князю Алексей Алексеевичу всея Великие и Малые и Белые России, и Нашим Государским наследникам служити и всякого добра хотети, на чем ваше прежнее обещание было пред святым Евангелием.
И Мы, Великий Государь, по вашему челобитью, посылали к вам Нашего Царского Величества ближняго Окольничаго и Оружейничаго и Наместника Ржевского Богдана Матвеевича Хитрово с товарищи, и новообраный ваш Гетман Иван Виговский на прежнюю подданственную службу в Переяславле в соборной Апостольской Церкви, Нам Великому Государю Нашему Царскому Величеству по святой непорочной Евангельской заповеди Христове веру учинил и образ Спасов целовал, при ближнем Нашем Окольничем и Оружейничем и Наместнике Ржевском при Богдане Матвеевиче Хитрово с товарищи, и при вас всех, на том, что служити ему Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, и сыну Нашего Царского Величества, благоверному Царевичу и Великому Князю Алексей Алексеевичу всея Великие и Малые и Белые России, и Нашим Государским наследникам, с вами, со всем войском Запорожским, и быти под Нашей Царского Величества высокой рукой по прежнему на том на всем, на чем Нам Великому Государю веру учинил прежний Гетман Богдан Хмельницкий, и он Иван, и все войско Запорожское пред святым Евангелием, и Наше Царского Величества жалованье булаву Окольничий Наш и Оружейиичий и Наместник Ржевской Богдан Матвеевич, ему Гетману при вас на Раде дал.
И после того прислал к Нам Великому Государю, к Нашему Царскому Величеству Гетман Иван Виговский, Миргородского полковника Григория Лесницкого с товарищи, бьючи челом Нам Великому Государю на Полтавского полковника на Мартына Пушкаря, да на Якова Барабаша с товарищи: и Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, поверя его обещанию, посылали к Мартыну Пушкарю и к Якову Барабашу Нашего Царского Величества Стольника Ивана Олфимова, да Дворянина Никифора Волкова, с Нашими Царского Величества грамоты, чтобы они бунтов не всчинали, а были бы у Гетмана Ивана Виговского в послушании, и с вами со всем войском Запопорожских в соединении и в любви, и для того успокоения, а не для войны, по его Иванову челобитью, указали Мы, Великий Государь, в Наши украйные Черкаские городы идти Нашего Царского Величества Окольничему Князю Григорию Григорьевичу Ромодановскому с товарищи, с Нашими ратными людьми.
И Окольничий Наш и Воеводы, с Нашими ратными людьми сбиралися, и Гетман Иван Виговский, не дождался Нашего Царского Величества Окольничего, и призвав к себе Крымских многих Татар, полковника Мартына Пушкаря убил, и Наши Царского Величества Черкаские городы и места и церкви Божий и домы многие пожег и разорил, и многих православных единовериых Християн побил и в плен Татарам отдал, и как Окольничий Наш и Воеводы Князь Григорий Григорьевич в Наши Черкаские городы пришел, и Гетман Иван Виговский писал к Нам Великому Государю, что он своевольников усмирил и Татар отпустил, и чтоб Нашего Царского Величества войск не утруждать, и велети б Окольничему Нашему Князю Григорию Григорьевичу с ратными людьми из Наших Черкаских городов уступить.
И по указу Нашего Царского пресветлого Величества, Окольничий Наш Князь Григорий Григорьевичь с ратными людьми из Наших Черкаских городов уступил, и после того Гетман Иван Виговский велел войска Запорожского всем Полковникам с полками быть готовым, неведомо для какого умысла: и Мы, Великий Государь, послали к нему Гетману в разных месяцах и числах с Нашими Царского Величества грамотами Путивльца сына Боярского Феодора Тулюбаева, подьячаго Якова Портомоина, и он Гетман Иван Виговский у себя их задержал.
И в нынешным во 167 году писали к Нам Великому Государю к Нашему Царскому Величеству из Киева Боярин Наш и Наместник Белоозерский и Воеводы Василий Борисович Шереметев с товарищи, ведомо де им учинилось, что идут под Нашу Царского Величества отчину под Киев пять Полковников с полки и с Крымскими Татары со многими людьми, и Наших Царского Величества людей побивают, и грабят, и всякие злости чинят, и оный де Боярин Наш и Воеводы Василий Борисович Шереметев с товарищи, не хотя розлития крови православных Християн, посылали к ним Полковникам говорить, Дворян Михайла Свищова с товарищи: для чего они с полками и со многими людьми и с Татары под Киев идут?
И Полковники де к Боярину Нашему и Воеводам с Михайлом Свищовым приказали, что они пришли под Киев со многими людьми по росказанью Гетмана Ивана Виговского, а Татар де с ними нет, а будет де к ним под Киев для договора всяких дел идет Данило Виговский, и Августа де в 25 день пришел под Киев Данило Виговский с Татары и с Черкасы со многими
людьми, и Наших ратных людей конские стада отогнали, и за сторожевыми сотнями учали гонять, и на посаде на торгу Наших ратных людей побивать, и посад велели жечь, и стали в обозех и шанцы окопали, и учали к городу приступать.
И Нашего Царского Величества Боярин и Воевода, Василий Борисович, видя к Нам Великому Государю Данила Виговского явную измену, боронясь от себя и прося у Бога милости, посылал товарищей своих, Воевод с Нашими Царского Величества ратными людьми: и Наши Царского Величества Воеводы и ратные люди их побили и шанцов выбили, и обозы, и наряд, пушки, и пищали, и знамена, и прапар и литавры и барабаны, и бунчуг, и печать войсковую взяли, и живых многих в языцех поймали, и тех взятых православных Христиан Боярин Наш и Воевода Василий Борисович с товарищи отпустили к вам в полки, а иные православные Христиане,
бегучи с боя, в Днепре и Почайне многие потонули.
И Мы Великий Христианский Государь, поборая по благочестии, слыша такое междусобие в православных Христианах и невинное кровопролитие, которое учинилось от того изменника Нашего игонителя всех православных Христиан, от Ивана Виговского, зело поскорбели, а
 положили упование на всещедрого Бога и на силу животворящаго Креста и на Пресвятую Богородицу, и веруем Богу нашему, что и впредь воздаст ему Бог мщение за его клятвопреступление, что забыв он страх Божий и прежнее свое и нынешнее обещание, на чем Нам Великому Государю обещался пред святым Евангелием, в том во всем солгал и воздвиг рать на Церковь Божию, сложась с Крымскими Татары, единоверных православных Христиан воюет и сечет и в плен и в расхищение хощет отдать, хотя церкви Божий до конца разорить, и вас единоверных православных Христиан из-под Нашия Царского Величества высокие руки отгонит и учинить в вечном порабощении у Ляхов и у Татар, обличая Нас Великого Государя, Наше Царское Величество вам верным Нашим подданным, будто Мы Великий Государи права и вольности ваши нарушаем и от неприятелей ваших обороны вам не чиним.
И вам то ведомо подлинно, как Гетман Богдан Хмельницкой и вы все войско Запорожское, учинились под Нашей Царского Величества высокой рукой в вечном подданстве, и Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество посылали к вам, для обороны вас единоверных православных Христиан от неприятелей, Наших Царского Величества Бояр и Воевод со многими ратьми не по одно время, и Наши Царского Величества Бояре и Воеводы и ратные люди, с вами вместе, с корунными Гетманы и с Крымскими Татары бились крепко и мужественно, и городы многие и места в Короне Польской и на Волыне и на Подолье поймали, и от Наших Царского Величества Бояр и Воевод вам никаких обид в правах и вольностях ваших не бывало, и Наши Царского Величества многия грамоты посыланы к вам наперед сего с Нашим Государским милостивым словом, и ведомо Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству учинилось, что те Наши Государские грамоты Гетманы у себя задержали и вам не отдали, а Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество жалуем, держим вас единоверных православных Христиан под Нашей Царского Величества высокой рукой в Нашем Государеном милостивом (жалованьи) и в призрении, по вашим правам и вольностям.
И вам Нашего Царского Величества войска Запорожского, Полтавского полка Полковнику, и Ясаулам, и Сотникам, и всяким начальным людям и казакам, также Войтам, Бурмистрам, Райцам, Лавникам, и всему посольству и всей черня, памятуя Бога и православную Христианскую веру и пред Евангелием, по святой непорочной Евангельской заповеди Христове свое крепкое обещание, и Нашу Государскую к себе премногую милость и жалованье, ныне к Нам, Великому Государю к Нашему, Царскому Величеству службу свой и доброхотение совершенно показать, и от изменника Нашего Царского Величества и клятвопреступника и разорителя веры Христианские, от Ивана Виговского и от Татар отстати, и с Нашими Царского Величества Бояры и Воеводы о Наших Государских делех ссылатися почасту, и обрати бы вам всем войском Запорожским единогласно иного Гетмана, кого меж себя излюбите, и быти б под Нашей Царского Величества высокой рукой в вечном подданстве, по своему обещанию по прежнему, и ни на какие прелести не уклоняться и, сшедшися с Бояры Нашими и Воеводы, за святые Божий церкви и за православную Христианскую веру, против Нашего Царского Величества и вас всех, православных Христиан, изменника и клятвопреступника Ивана Виговского и Крымских Татар и Ляхов стояти и промысл над ними чинити, сколько милосердый Бог помощи подаст, чтоб святые Божий церкви до конца не разорились, и вас православных Христиан Ляхи и бусурманы в плен и в разхищение не поработили вечно: а Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, учнем вас жаловать и держать под Нашей ГосударсКой высокой рукой в Нашем Государском милостивом жалованьи по вашим правам и вольностям, и в том бы вам на Нашу Государскую милость быти во всем надежным безо всякого сумнения.
А тем бы не сумневатися, что прежде сего, прошлого 166 года, знаменито и усердно будучи к Нам, Великому Государю, к Нашему Царскому Величеству, полку Полтавскому, верным подданным козакам обороны и защиты не учинено, всяк о том может разсудите чист ум имейщий, что то учинено не презрения для, или кроме всякого попечения им без помощи оставленным быти, но верна имеючи Гетмана, яко начального надзирателя и остерегателя Украины Малороссийские, ничтоже сумнителыю об нем разумея.
Обаче он яко наемник, а не пастырь и не лучшее свобождение избирая, но пагубу злокозиством своим, Наших Царского Величества верных подданных войска Запорожского людски на предание братии тайно в душе своей умышлял, возложа надежу свой на бусурманскую тщетную силу, единоверных же братию свой, Церкви Восточные санов, дражайшей кровно Христа Спасителя искупленную, дешевой ценой тем Агарянским чадам продати обещался.
И Мы, Великий Государь, видя тех, которые Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, верно служат, Нашей Царского Величества державой милостиво обнадеживаем и велим за вас, Нашего Царского Величества Воеводам стояти и защищати, сколько милосердый Бог помощи подаст.
Да к Гетману же Ивану Виговскому посылан был Нашего Царского Величества Дьяк Василий Михайлов, и в нынешнем же во 167 году к Нам Великому Государю, к Нашему Царскому Величеству, Дьяк Василии Михайлов приехав, извещал, что ж Нашему Царскому Величеству, Дьяк Василий Михайлов приехав, извещал, что он, по Нашему Великого Государя указу, Гетману Ивану Виговскому говорил, чтоб он Гетман, памятуя Бога и истинное и свое обещание пред святым Евангелием на вечную службу и подданство Нам Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, служил верно и был бы на Нашу Великого Государя милость во всем надежен, а сомнение и непостоянство всякое отставил и ни на какие он злохитрые Ляцкие прелести не прельщался, а Татар бы всех, отпустил, для того, что от Татар вам всем православным Христианам насильство и утеснение великое: и Гетман Иван Виговский от Нашия Государские милости отлучился и Нашему Государскому повелению учинился непослушен, Татар от себя не отпустил, и забыв Бога, истинное свое обещание, говорил, что он и с иными враги Креста Христова с бусурманы хочет соединится на православных Христиан, да он же Гетман говорил, что будто есть у него из Наших Великого Государя полков Русские люди перебежчики, а сказывают де те перебежчики, будто они слышали, что Наша Великого Государя грамота прислана к Окольничему Нашему и Воеводе, ко Князю Григорию Григорьевичу Ромодановскому, велено де его Гетмана и всее старшину побить, права и вольности поломать, а казакам только быть десяти тысячам, и то Гетман Иван Виговский, не убояся праведного и страшного суда Божия, вмещает меж вами православными единоверными Христианы на ссору, хотя вас от Нашия Государские милости отлучить, чтоб ему теми своими злохитрыми вымыслы учинить меж православными Христианы расколы и брань межусобную и привести б всех вас православных Христиан в Ляцкую в Латинскую веру, а у Нас Великого Государя того и в мысли нет, чтоб старшине какое зло чинить, или казакам такому малому числу быть.
Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество желаем видети всем православным Христианам всякого добра и покоя, и хотим того, чтоб в войске Запорожском были казаки многия тысячи.
А которые налоги и обиды в войске Запорожском и учинились Нашего Царского Величества от ратных людей, и ему было Гетману, за таким великим утверждением и за присягой, Нашего Царского Величества на Окольничаго и Воеводу, на Князя Григория Григорьевича Ромодановского и на ратных людей и на Наше Царского Величества Украйные городы войной приходите было негодилось, а о управе довелось было прислать бити челом к Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству.
А Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, вас верных подданных войска Запорожского, как прежде сего в Нашей Государской милости имели, так и впредь неотменно содержати будем.