232. — Июня 30. Грамота Виленскому Воеводе Князю Михайлу Шаховскому.

О подтверждении прав и привиллегий, данных Виленским гражданам Великими Князьями Литовскими и Польскими Королями у и об отложении на некоторые статьи разрешения до предбудущего времени.
Били челом Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, Виленской Войт и Бурмистры, и райцы, и лавники, и все Виленские мещане, чтоб Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, пожаловати их против их прав и привилий и вольностей, данных им от Великих Князей Литовских и от Королей Польских.
1. Веры у них отнимать не велеть.
2. Которые Виленские мещане будут в уряде, и им бы писаться в челобитных по прежнему, против шляхты.
3. Как Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество укажем быти на сеймах шляхте, и им бы Виленским урядникам быть тут же посполу с шляхтой.
4. Животы б после умерших отдавати в род до восьмого колена.
5. На войну б их посполитым рушеньем никуда не посылать.
6. Которые суды будут в Вильне мещанские в трехстах талерей и больше, а мещанский суд кому не полюбится, и те б дела, по челобитью их, присылать к Нам, Великому Государю, к Нашему Царскому Величеству, а Виленским Воеводам ведать их не велеть.
7. Которые Немцы приезжают в Вильну из иных окрестных Государств, и тех до мещанского права припускать и в Вильне торговать им ни чем не велеть.
8. В Вильне ж бы быть трем судам: Воеводскому, Духовному, Мещанскому, и улицы и слободы, которые пристойны к тем судам, и их бы в тех местах и судить.
9. Который шляхтич учинит убийство, или иное какое большое дело, тому ж достойно, и тех бы судить против прежнего.
10. Которые езы на реке Вилее, и реку от берегов засыпают землей, а оставливают только одни ворота, и от того купцам чинятся убытки большие, чтоб те езы свесть.

И Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, Виленского Войта, и Бурмистров, и райцов, и лавников, и всех Виленских мещан пожаловали, тем делам, которые писаны выше сего, указали быть по прежним их правам и привилиям и вольностям, данным им от Великих Князей Литовских и от Королей Польских, и как у них о тех статьях напечатано в конституциях.
А что они ж Войт, и Бурмистры, и райцы, и лавники, и мещане били челом Нам Великому Государю, Нашему Царскому Величеству против Королевских же привилий:

1. Доходы б всякие церковные и костельные и шпитальные, по прежнему отдават к тем же церквам и местам.
2. В Наших Великого Государя, Нашего Царского Величества в городах пошлин с их товаров, для их скудости, имать не велеть.

А что церковных и костельных и шпитальных всяких доходов в сборе наперед сего бывало, и по чему в городах с товаров своих пошлин платят, того в челобитий своем они именно не написали.
И Мы, Великий Г осударь, Наше Царское Величество, их урядников и мещан, для их недостатков, пожаловали, с товаров их пошлин в городах в Вильне, в Полотске, в Витебске, в Борисове, в Могилеве, в Гродне, в Ковне, в Минске, имать не велели.
А православных церквей, в которым ныне служба есть, доходы всякие велели отдать к тем церквам по прежнему, также и к костелам Римские веры и к шпитальням, которые ныне невпусте, доходы всякие отдать потому ж, как бывало наперед сего.
А которые православные церкви, также и Римские костелы и шпитальни ныне пусты, и о том описать к Нам Великому Государю, к Нашему Царскому Величеству именно, что к тем церквам, также и к костелам и к шпитальням преж сего каких доходов бывало, и чем те церкви и костелы строились и в шпитальнях питались.
Да и о том отписать именнож, сколько в Вильне с важни, и с лавок, и с постриганья сукон, и с гостина двора всяких доходов преж сего в приходе бывало, и на какие расходы то обирало и в расход давало, и по скольку ныне тех доходов сбирается и в расход дают, и что дано будет к церквам и к костелам и к шпитальням, тому всему учинить роспись порознь по статьям и тое роспись за руками прислать к Нам Великому Государю, к Нашему Царскому Величеству тотчас с нарочным гончиком.
Да они ж Войт, и Бурмистры, и райцы, и лавники, и мещане били челом Нам Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, чтоб пожаловати их урядников и мещан, на которые дела Королевских привилий и конституций сеймовых у них нет:

1. Которые всяких чинов люди живут в Вильне, в шляхетских и иных чинов в полатах, и им бы во всяких их мирских делах помогать.
И Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество указали, против той статьи к Нам Великому Государю отписать, каких чинов люди в тех шляхетских и иных чинов в палатах живут, и сколь давно повали жить.
2. Как будет в Вильне трибунал, и чтоб депутаты трибунальские со всякого повета наймовали каменицы своим коштом.
3. Жидов бы из Вильни выслать на житье за город.
4. Приезжих бы мещан из Вильни выслать в те городы, где кто живал.
5. На откупных бы мельницах за меливо откупщикам имать против прежнего, по указной цене.
6. Будет волей Божией случится в Вильне на люди моровое поветрие, и их бы мещан отпускать, из Вильни по местечкам и по деревням без поруки.

И Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество пожаловали их, как будет в Вильне трибунал, и на трибунальские на всякие расходы полаты наймовать велели со всякого повета своими деньгами, будет преж сего наймовали, а Жидов из Вильны выслать на житье за город, а приезжих мещан, в те городы, где кто живал на перед сего, а на откупных мельницах за меливо откупщикам имать против прежнего, по указной цене, а будет волей Божией случится в Вильне на люди моровое поветрие, и их мещан отпускать из Вильны по местечкам и по деревням без поруки.
И как к тебе ся Наша Виликого Государя, Нашего Царского Величества грамота придет, и ты б Виленскому Войту, и Бурмистрам, и райцам, и лавникам, и мещанам те дела, о которых они Нам Великому Государю, Нашему Царскому Величеству ныне били челом, велел делать по сей Нашей Великого Государя, Нашего Царского Величества грамоте, как о том в статьях писано выше сего, а о б иных делах, о чем они ж Нам Великому Гссударю, Нашему Царскому Величеству били челом, Наш Великого Государя, Нашего Царского Величества указ будет им впредь.